Сделать стартовой • Добавить в избранное

Снова о среднем классе в России

Давно не было информации о среднем классе. И до кризиса как-то не очень о нем говорили, а после кризиса и вовсе как будто его и нет... А может, его и нет? И вот в Газете.Ру читаю статью "Середнячок выбирает Путина". Меня, как маркетолога, в первую очередь интересуют цифры, официальный и прочий подходы, которые позволять применить эту информацию, а не рассуждать о том, есть или нет. Здесь они, цифры эти есть:

До недавнего времени средний класс искали преимущественно те, кто называл себя демократами. К примеру, СПС верила, что, стоит только обнаружить этот класс, поговорить с ним через свои же СМИ, и десяток, а то и другой миллионов избирателей проголосуют за политпредставителей картелей и корпораций. Официальные круги социологов вяло проводили свои изыскания, по которым в начале 2000-х уже выходило, что у нас 80% граждан причисляют себя к среднему классу, так как имеют видеомагнитофон, а часто даже автомобиль... Так и тлела понемногу тема среднего класса. Но недавно, накануне начала важнейших избирательных компаний, она вдруг опять оказалась в центре внимания.

По оценкам Института социологии РАН, к среднему классу в России сегодня можно отнести 28 млн человек, или около 20% россиян (президент Дмитрий Медведев обещал, что доля среднего класса в России к 2020 году может увеличиться до 60-70%).

С официальной наукой не согласны некоторые исследователи, которые считают себя независимыми. Например, директор Института социальной политики Татьяна Малева утверждает, что в реальности доля среднего класса вряд ли превышает 7%, так как у большей части тех, кто туда себя записал, не хватает ресурсов, чтобы устойчиво отличаться от тех, кто находится в группе ниже среднего.

Глава Уральской гильдии политконсультантов Константин Киселев публикует свою работу, в которой убедительно доказывает, что "обнаружить некий более или менее единый средний класс в современной России невозможно. Его не существует. Он миф". Сами же россияне, судя по данным исследований социологов, по-прежнему продолжают упорно относить себя к среднему классу в количестве, в разы превышающем даже оценки РАН: по данным исследования, проведенного ВЦИОМ весной 2008 года, к среднему классу себя относили до 42% россиян.

Так есть ли жизнь на Марсе, то бишь есть ли у нас этот самый средний класс? Если есть, то в каком числе пребывает? На самом деле все оппоненты спора о среднем российском человеке правы, только каждый по-своему.

Если, как подмечает экономист Евгений Гонтмахер, зачислять в средний класс семьи, в которых на душу приходится по 13 тысяч рублей ежемесячного дохода и 21 кв. метр общей площади, а также половина легкового автомобиля на всех, то впрямь более 20% процентов у нас относятся к этому классу. Если посмотреть, кто называет себя средним классом где-нибудь в Урюпинске, а кто в Москве, то прав Киселев: единого среднего класса нет вовсе. Но вот что любопытно:

Двадцать лет идет, так сказать, облава на средний класс, но до сих пор не договорились охотники, как узнать представителя класса. Нет по этому поводу согласованных стандартов.

Интересно заключение статьи, в которой говорится о том, что "российский средний класс делится на московский и провинциальный. Первый, пребывая в твердом уме и здравой памяти, не желает вести бизнес городе, который во всех рейтингах занимает последние места по бизнес-среде, а выбирает путь домовладельцев. Второй, тоже не дурак, ищет тропинки во власть, чтобы выжить".

Сергей Савинков

 
 

Оглавление

Следующая страница >>


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 9 + 3 =
Подпись



Смотрите также
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

День позитива. Как это было.


Хорошие новости о наших мечтах. Игра продолжается! И хочется поблагодарить, сказать огромное спасибо всем тем, кто присоединился к нашей акции «Путь к мечте».

Путь к мечте. Часть 3


Путь к твоей мечте. Сначала будет несколько шагов, и мы вместе сделаем эти шаги. Потом будет Большой день, который приблизит исполнение твоей мечты.

Путь к мечте. Часть 2


favourites, рок-музыка Александра де Гиза, бизнес-прогнозирование, психологическая помощь бесплатно, английский рок, руководителям предприятий, психологическая помощь онлайн, художник Вячеслав Степанов, Плехановская академия,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули

За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100