Сделать стартовой • Добавить в избранное

Идеальная веб-студия?


Если пост Вам понравится, поделитесь с друзьями : кликните по значку своей социальной сети.

Или погода сегодня хорошая, или я давно не читал путевых статей по бизнесу, но публикация «Открытое письмо клиентам, ищущим хорошую веб-студию» так впечатлила, что я решил разместить ее у себя в этом разделе. С ее автором, Артемом Коноваловым, я не знаком, возможно, пока. А статья обубикована на сайте E-xecutive.

Прочитайте внимательно. Это не только, вернее, не столько про поиск веб-студии, сколько вообще о подходе к ведению бизнеса с партнерами. Понятно, что в материале есть спорные моменты, не вызывющие, однако, желания заострять на них внимание.

Повторяю, я появлению таких публикаций всегда сильно радуюсь :-)

И, кстати, если пост Вам понравится, поделитесь с друзьями: кликните по значку своей социальной сети над этим постом.

Артем Коновалов: Открытое письмо клиентам, ищущим хорошую веб-студиюЕсли вы стоите перед выбором веб-студии, призванной создать сайт для вас или вашей компании, я позволю себе предложить вам несколько простых идей, как отличить профессионалов от невежд.

Не передавайте право выбора веб-студии подчиненным. Это самая большая ошибка, из-за которой весь процесс наверняка пойдет неправильно.

Прежде остального, вам потребуется список компаний-кандидатов на роль вашей веб-студии. Вы можете достаточно легко сформировать его, пройдясь по тем сайтам, которыми вам было удобно пользоваться (обычно внизу страницы (в подвале) стоит ссылка на студию, которая разрабатывала сайт). Главным признаком удобства будет отсутствие всяких воспоминаний о том, как именно оформлялся заказ, искалась нужная информация и т.д. Я хочу особенно отметить, что попытка оценить визуальный дизайн сайтов – очень плохая мысль. Сайт – не картина. Оценивать его визуально можете вы, ваши партнеры по бизнесу или ваши родственники, но только не ваши клиенты. Конечно, это не значит, что сайт имеет право вызывать отвращение. Но художественное оформление интересно лишь тем, кто зашел на него без цели.

Представьте себе: вы в аэропорту, и вам нужно в туалет. Вы оглядываетесь и видите ожидаемый значок со стрелочкой. Вы быстрым шагом идете туда, видите заветную дверь и на двери тот же значок, толкаете дверь и она распахивается, уже почти вбегаете туда… Успели. Нормальное проектирование.

Теперь представим, какой диалог мог бы состояться между заказчиком и проектировщиком туалета годом ранее (на этапе разработки).

Заказчик: Мне кажется, я уже где-то видел такой значок для обозначения туалета.
Проектировщик: Конечно, ведь так обозначают туалеты по всему миру.
Заказчик: Это ужасно. У нас самый лучший аэропорт, и мы готовы финансировать создание эксклюзивного решения для значка. Кстати, это касается и дверей. Мне не нравится, что они болтаются туда-сюда. Это слишком просто выглядит. Они не кажутся мне выглядящими дорого.
Проектировщик: Но ведь это удобно!
Заказчик: Нам важен имидж. Я пока вообще не вижу здесь дизайна: значок, как у всех, дверь болтается, как сопли. За что я плачу деньги? Сделайте мне дорогую дверь с оригинальным механизмом, который будет только у нас, или катитесь отсюда.
Проектировщик: Хорошо.

Год спустя: вы в аэропорту, и вам нужно в туалет, вы оглядываетесь по сторонам и не видите значка. На самом деле он есть, но его отлили из бронзы и вместо того чтобы повесить под потолок, разместили на уровне плеч, чтобы посетители аэропорта могли разглядеть его лучше и оценить затраты. Вы потратили целых три минуты, чтобы найти охранника, который знает, куда идти. Подбегаете к двери, толкаете ее, но она не открывается. Вы толкаете сильнее, пробуете тянуть на себя – ничего. Вы нажимаете на ручку – но она не поддается. Вы паникуете, начинаете дергать ее туда-сюда и тут замечаете на стене рядом инструкцию по использованию механизма открывания двери. В конце указано, что этот механизм специально изготовлен в Швейцарии для этого аэропорта. Ну, все. Вы опоздали. Упс.

Вы понимаете, о чем я? Рассматривать эксклюзивное – интересно. Пользоваться – невозможно. Отбирайте только те сайты, которыми вы пользовались как клиент и с которыми не возникло никаких ситуаций, заставивших вас почувствовать себя идиотом.

Профессионал не боится, что его объявят недостаточно креативным из-за использования стандартных решений. Он не оригинальничает. Он пытается улучшить уже существующее и часто создает новые стандарты отрасли.

Теперь у вас есть относительно небольшой список веб-студий. Пригласите представителей каждой из них к себе. Убедитесь, что к вам приехал арт-директор (возможно, в сопровождении менеджера). Не стоит требовать к себе генерального директора – в студиях этот человек, как правило, не отвечает за проектирование и создание продукта, а ведет документооборот и обеспечивает материальную часть. Следует учесть, что дизайнеры (и, тем более, программисты) на переговоры не выезжают. Не стоит настаивать на их присутствии. Для вас это будет бесполезно, поскольку вы не сможете оценить их квалификацию.

Попросите гостей показать три их лучших веб-сайта, которыми они гордятся. Пусть они расскажут о том, как создавали проект: какие были требования заказчика и ограничения. Обратите особенное внимание на рассказ о взаимодействии сайта с пользователями. Хорошая студия всегда пробует несколько вариантов обработки одного и того же действия посетителя.

Попросите продемонстрировать эти же сайты на мобильных устройствах (в том числе, на планшетах). Возьмите окно браузера за уголок и сильно сожмите сайт. Если у вас есть широкий монитор с большим разрешением, максимально растяните сайты. Во всех этих случаях сайт должен сохранять приемлемый внешний вид и свои функции – это признак профессионализма тех, кто отвечает в студии за код. Если сайт «развалился» в этих тестах или часть функций окажется недоступна, попросите объяснить, почему это случилось.

Поинтересуйтесь, как в студии готовят тексты к публикации в интернете. Хорошие студии используют программы для расстановки неразрывных пробелов, замены дефисов на тире и кавычек-лапок на елочки. Все это показывает уважение к отечественной типографической традиции и выдает профессионалов.

Попросите показать результат проверки сайтов валидатором W3C (читается «вэ-три-цэ»). Валидатор может выдать предупреждения – warnings (это нормально), но не должен найти ошибок (errors). Успешное прохождение сайтами валидации – признак уважения студии к международным стандартам. Это также обеспечивает длительную актуальность кода. Вы можете быть уверены, что такой сайт будет правильно отображаться даже на тех устройствах, которые сегодня только проектируются.

Поинтересуйтесь, какую функциональность потеряют сайты при отключенном java-script (читается «джава-скрипт»), при отключенном CSS (читается «це-эс-эс»), при отключенных изображениях. Хорошие студии используют стратегию постепенного расширения функциональности. Это позволяет сайтам даже в самых экстремальных условиях сохранять основные функции.

Спросите, может ли воспользоваться их сайтом человек с ограниченными возможностями (например, с потерей зрения). Что специально сделано для таких людей? Вам следует знать, что в каждый сайт можно заложить возможности, облегчающие им жизнь и при этом незаметные для остальных.

Если вы все сделаете так, как написано выше, и представители студии спокойно и рассудительно ответят на ваши вопросы, знайте, что, скорее всего, они профессионалы. На этом этапе также важно убедиться, что вам будет комфортно работать с этими людьми. Если в процессе беседы выявятся серьезные разногласия (даже в делах, не связанных с сайтами), сотрудничество не станет успешным. Вы должны нравиться друг другу.

В первый день переговоров не стоит обсуждать с представителями студии ваш сайт и ваши задачи. Если вы позволите вовлечь себя в этот процесс, велика вероятность, что вы не сможете сделать осмысленный выбор.

Если вам предложили выслать бриф, согласитесь, однако не заполняйте его. Стандартный бриф сам по себе – достаточно тревожный признак. Во всяком случае, в нем не должно содержаться вопросов, ответы на которые рассказывают «как делать» сайт (должна ли быть графическая шапка, какова должна быть композиция сайта и т.д.). Также нежелателен вопрос «Какое впечатление должен производить сайт?» и ему подобные. Вы не сможете ответить на них так, чтобы это было полезно. Это знают все опытные разработчики и таких вопросов не задают. Единственный класс вопросов, допустимый для брифа, – о вашей компании, путях привлечения клиентов, основной схеме обработки заказа и запланированном использовании сайта.

Выберите наиболее понравившуюся студию и вызовите ее представителей на второй раунд переговоров. Сообщите им, что ваша компания хотела бы инвестировать в сайт. Спросите у гостей, что они могут сделать для вас (не стоит предварительно объяснять им свое видение и задачи). В ответ вы услышите вопрос от представителя студии. Вопрос «Какой сайт вам нужен?» будет тревожным знаком. Профессионалы спросят: «Для чего вам нужен сайт?» Это критически важный момент.

Вы также можете столкнуться с тем, что компания, сделав «домашнюю работу» и имея представление о роде вашей деятельности, предложит готовое решение. Это плохо практически всегда. Опыт подсказывает, что даже две, казалось бы, одинаковые компании (например, торгующие пластиковыми окнами) могут демонстрировать совершенно различную культуру взаимоотношений с клиентами и философию бизнеса. Что касается самой «домашней работы» – любая компания, претендующая на серьезных клиентов, должна ее делать.

Вся беседа, в целом, должна строиться по схеме: цели (ваши и ваших клиентов) – функции, которые будут доступны (с их помощью реализуются цели) – структура сайта (распределение функций по страницам) – структура отдельных страниц – визуальное оформление. Вы вправе ожидать, что в первом приближении ваша задача будет решена прямо на встрече. Руководствуйтесь правилом: вы никогда не должны предлагать конкретных решений, вы – формулируете цели.

Дайте студии два-три дня на подготовку предложения. Назначьте третью встречу. На ней вам должны показать страницы, нарисованные маркером на бумаге. Убедитесь, что предложенное решение соответствует заявленной задаче. Ни в коем случае нельзя самостоятельно править макеты! Всегда помните, что работаете с профессионалами, которых тщательно отобрали. Глупо сводить на нет результаты их работы, предлагая свое видение. Если вам кажется, что какой-то элемент не соответствует целям, постарайтесь сформулировать свои опасения, например, так: «Наши клиенты – в большинстве своем пожилые дамы. Вы уверены, что им будет удобно пользоваться вот этой примочкой из «фейсбука?»

Не стоит приводить на эту встречу своих подчиненных и, уж тем более, не стоит позволять им высказывать свое мнение. Правда в том, что это абсолютно всегда вредит. Презентация всех стадий проекта должна быть устроена отдельно для руководителя и – после утверждения руководителем – для его команды.

Если вам удалось прийти к совместному видению проекта – обсудите условия его реализации. Может показаться, что обсуждать условия надо раньше, – но это не так. Пока у вас нет представления о том, что именно должно быть реализовано, обсуждение стоимости и сроков (даже приблизительное) крайне вредит.

Узнайте, какое время понадобится студии для создания сайта. Вы, скорее всего, будете шокированы тем, как долго может разрабатываться сайт. Я не рекомендую торговаться. Знайте, что наибольшее количество времени занимает не реализация основного функционала, а оттачивание мелочей. Зажав студию по срокам, вы получите действующий, однако некачественный продукт. Наилучшая стратегия – фиксировать предложенный срок в договоре как окончательный и жестко настаивать на его соблюдении.

Узнайте также, сколько студия берет за свои услуги. Скорее всего, вы будете шокированы второй раз, узнав, сколько может стоить хороший сайт. Однако подумайте о тех результатах, которых вы хотите достичь. Оценивайте сайт только с этой позиции. Не торгуйтесь по цене с хорошей студией (еще раз: с хорошей студией), если только не прозвучит приглашения к этому. Студия никогда не пойдет на то, чтобы получить меньше денег, чем она ожидает. В результате, согласившись на ваши условия (а она, скорее всего, согласится, учитывая проделанную работу), студия передаст часть работы низкоквалифицированным исполнителям на стороне. Радость от такой экономии будет недолгой.

Если сроки или стоимость для вас неприемлемы, сообщите об этом представителям студии, сказав при этом, что вы понимаете их обоснованность. Спросите, от каких функций можно отказаться, чтобы снизить издержки.

Если вы чувствуете, что ваш запрос и бюджет слишком малы для хорошей студии, найдите руководителя проектов, которому можно доверять, и предложите ему щедрое вознаграждение за то, что он соберет команду фрилансеров и ответственно реализует ваш проект. С таким подходом вы можете рассчитывать на достойный результат. Гораздо худший результат вы получите, попытавшись собрать команду на проект самостоятельно, – вы почти наверняка не сможете его завершить.

Итак, если вы внимательно прочитали всю статью, несмотря на большое количесво букоф, то, надеюсь, восприняли ее не как инструкцию (а если комменты к ней почитать, то окажется, что многие именно как инструкцию ее и читали), а как монолог: для того, чтобы у людей возникло (или укрепилось) понимание.

Сергей Савинков

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 1 + 3 =
Подпись



13:27:00 14.09.12 == Математик.Никифоров.

Я прочитал статью сразу же.
Совсем неплохо.

Вобщем-то мне знакомо, посколько
1. сам делаю сайты,
2. читал - не один месяц, мягко говоря еще более серьезные материалы у господина Славинского.

 

Смотрите также
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

День позитива. Как это было.


Хорошие новости о наших мечтах. Игра продолжается! И хочется поблагодарить, сказать огромное спасибо всем тем, кто присоединился к нашей акции «Путь к мечте».

Путь к мечте. Часть 3


Путь к твоей мечте. Сначала будет несколько шагов, и мы вместе сделаем эти шаги. Потом будет Большой день, который приблизит исполнение твоей мечты.

Путь к мечте. Часть 2


favourites, американский рок, руководителям предприятий малого бизнеса, трудности подросткового возраста, англоязычный рок, иванов маркетинг, совет психолога, рисунки Вячеслава Степанова, программы mba,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули

За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100