Сделать стартовой • Добавить в избранное

Ценностное управление Константина Харского

Главы и отрывки из книги «Ценностное управление для бизнеса»

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

Группы ценностей

Когда мы говорим о группах ценностей, мы используем две формы.

Первая: "К идеологическим ценностям относятся...". Тут мы имеем в виду какой-то среднестатистический вариант. Да, обучение для большинства людей будет стремлением к знаниям, и оно (знание) само по себе уже может быть самодостаточной ценностью. То есть она существует не для "Чего ради", а "Потому что". Относительно самодостаточной ценности нельзя сказать, зачем тебе это. Это ценно само по себе.

Для большинства людей справедливость — ценность идеологическая, потому что неосязаемая и существует вне конкретного человека. Но не для всех . Кто-то скажет:

— Понимаете, я пишу сценарии для мыльных сериалов. И я заметил, что если в серии так или иначе идет борьба за справедливость, то рейтинг сразу поднимается, а вместе с ним и моя зарплата.

Кто бы мог подумать, что для другого человека справедливость может быть ценностью, ведущей к деньгам, то есть материальной.

Итак, первая форма — общая — идеи, теории, знания, концепции и проч.

Вторая форма частная, она касается конкретного человека. Чтобы понять, в какую группу относит ту или иную ценность конкретный человек надо задать вопрос: "Зачем/ Для чего/Чего ради?". Возможно, спрашивать придется несколько раз, пока он не доберется до самодостаточной ценности и не скажет что-то типа: "Ну, не знаю, потому что.". Проиллюстрирую.

Некто говорит: "Знания очень важны для меня".

— Зачем тебе знания? — спрашиваем мы и помним, что своими вопросами мы пытаемся добраться до самодостаточной ценности.

— Я хочу быть информированным.

— Зачем тебе быть информированным?

— Чтобы не выглядеть дураком.

— Что произойдет, если ты будешь выглядеть дураком?

— Я расстроюсь и расплачусь...

Похоже, добрались до финиша. Проверяем: "Ты приобретаешь знания, чтобы не чувствовать себя дураком, не расстраиваться и не плакать?

— Да.

— Что-нибудь еще есть? Для чего тебе знания?

— Нет.

Можно предположить, что для этого вымышленного человека знания — ценность эмоциональная. При помощи них он избегает негативных чувств.

И теперь, помня про две формы, общую и частную, продолжим.

К материальным ценностям мы относим всё осязаемое вне человека. Всё, что можно "потрогать" и что не является человеком. Материальные ценности — это окружающие нас предметы. Они вещественны, часто имеют цену, выраженную в денежной форме. Иногда мы не знаем точной суммы, но знаем, что она есть. Бывает и так, что вещественный предмет "не имеет цены", тогда следует предположить, что сам предмет имеет и осязаемую, и неосязаемую составляющие. Сопоставьте "просто товар" и товар известного бренда, например, "просто часы" и Patek Philippe. "Просто часы" — это только материальная ценность. А вот Patek Philippe помимо часов предлагает нам еще статус и приятные переживания, то есть принадлежит к другим типам ценностей.

К эмоциональным ценностям мы относим всё неосязаемое внутри человека: переживания, эмоции, чувства.

Участник семинара: К какой группе ценностей отнести "чувство принадлежности к команде единомышленников"?

Ведущий: Правильно, что спросили. Идеи, объединившие группу единомышленников, вероятно, будут принадлежать идеологическим ценностям. А чувства, которые испытывает человек от причастности к группе, это уже эмоциональная ценность. Но это общая форма. Чтобы узнать, что действительно ценит в данном случае конкретный человек, нужно задавать вопрос "Зачем?/Чего ради?"

А теперь подумайте, кто будет лояльнее группе: тот, кому близки идеи, или тот, кому нравятся свои чувства по поводу своей принадлежности к группе?

Участник семинара: Вероятно первый, но как его узнать?

Ведущий: Всему свое время. Продолжим...

С эмоциональными ценностями разобрались, пойдем дальше.

К витальным ценностям мы относим все, что связано с телом человека в смысле продолжения жизни. Если человека лишить идей и эмоций, то тело все равно продолжит полноценно жить и стремиться к размножению. Все, что относится к обеспечению этих процессов, это и есть витальные ценности.

Участник семинара: Но если составлять список, то материальных ценностей будет гораздо больше, чем тех же витальных? Не кажется ли вам, что количество ценностей каждого типа должно быть примерно одинаковым?

Ведущий семинара: То есть, по вашим словам, получается, что цель типологии — никого не обидеть? Всем сестрам по серьгам? В юности я работал на одном судостроительном заводе. Так вот, корабли спускали не тогда, когда они были готовы к этому, а когда начинался съезд компартии. Это, к слову, тоже вопрос приоритетов. Что важнее, степень готовности корабля к спуску или распоряжение партии о том, что корабль пора спускать? Что важнее, чтобы типология была работоспособной или чтобы все было внешне красиво?

Участник семинара: Всегда хочется и того, и другого. И корабль готов, и съезд подоспел ко времени. :)

Продолжим.

Еще раз отмечу, что в нашем сугубо субъективном мире, человек сам помещает конкретный предмет, процесс, явление в ту или иную группу ценностей по своему разумению. Вот вам маленький тест: к какой группе ценностей относится диета?

Участник семинара: Это материальная ценность — если человек деньги экономит.

Участник семинара: Может быть эмоциональной, может быть, человек хочет быть красивым.

Участник семинара: Или здоровым, тогда куда отнести?

Ведущий семинара: Здоровье — это, в нашем случае, витальные ценности.

Участник семинара: Ну, это пока не придешь в аптеку!

Ведущий семинара: Там лекарства, и они по большей части — ценности материальные. Относительно диеты не был назван случай, когда диета — идеологическая ценность. Подумайте о диете как о религиозном посте.

Как вы видите, диета может принадлежать каждому типу ценностей. Так же обстоит дело и с сотрудниками. В нашем исключительно субъективном мире только сам человек имеет право и возможность отнести свою работу к материальному, идеологическому или эмоциональному типу ценностей. Причем работодатель может рассчитывать на одно отношение, но получить совсем иное. Потому что каждый его работник принимает решения самостоятельно, отталкиваясь от собственной системы ценностей, которая сложилась случайно под влиянием различных людей.

Участник семинара: Как все сложно!

Ведущий: Сложнее, чем сама жизнь?

Участник семинара: Одинаково сложно. :)

Согласен, что запутанные ценности сильно осложняют жизнь отдельного человека и отношения в коллективе. Наша задача — распутать. Сделать систему ценностей логичной, выстроенной, сбалансированной, эффективной. Сначала желающие это сделают с собой, потом со своими компаниями.

Давайте подведем итоги.

Мы знаем, что у ценностей две функции. Они делают мир видимым и решают, какую возможность в ситуации выбора мы должны предпочесть. Мы также знаем, что условно ценности можно разделить на четыре типа: идеологические, материальные, эмоциональные и витальные. Конкретная ценность для одного человека может в силу особенностей его личности относиться к одной группе ценностей, а для другого, по той же субъективной причине — к другой. Отметьте, именно это часто становится поводом для споров: супруг считает, что время, проведенное с детьми, украдено у бизнеса, а супруга считает, что это время — инвестиции в будущее. То, что для супруга — материальная потеря, для супруги — идеологическое приобретение. Вот вам и повод сначала для конфликта, а там уж как пойдет.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

Константин Харский, книга Ценностное управление

Внимание! Электронный вариант книги Константина Харского распространяется бесплатно. Поэтому если Вас заинтересовал прочитанный фрагмент и Вы хотите читать дальше, скачайте книгу "Ценностное управление" целиком.

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.

Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, художник вячеслав степанов, маркетинг, трудности подросткового возраста, англоязычный рок, краткосрочные семинары по маркетингу, совет психолога, рисунки Вячеслава Степанова, программы мва,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2018
Rambler's Top100