Главы и отрывки из книги «Ценностное управление для бизнеса»


О приоритете
Есть еще один термин, который мы часто будем использовать как синоним к слову "ценность". Это слово — "приоритет". Но у него есть небольшое отличие. Приоритет — это не просто "тоже ценность", это "ценность, имеющая свое место в иерархии других ценностей".
Человек может сказать: "Для меня важна работа". Из этого мы можем сделать только один вывод — работа для него ценность. Другой человек говорит: "Скорость обслуживания на АЗС для меня самое важное". Ага, тут есть указание и на ценность — "скорость обслуживания", и на то, что эта ценность является приоритетом, то есть имеет собственное место в иерархии других ценностей — "для меня самое важное".
Нужно учитывать, что люди редко ясно представляют собственную систему ценностей и поэтому, как правило, обманывают и обманываются, когда говорят о ней. А ведь мы им верим. Проводим исследование, измеряем уровень удовлетворенности качеством обслуживания на АЗС и получаем ответ, "что скорость обслуживания — самое важное" и действуем так, будто это правда. А если нет? Попробуем проверить и обратимся к тому же клиенту АЗС снова.
"Вы говорите, что скорость обслуживания для вас на первом месте? Отлично! Купите вот эту "карту клиента" — мы гарантируем, что время заправки будет минимально возможным, но стоимость бензина для вас будет на 15% выше".
Дальнейшие действия клиента покажут, действительно ли "скорость обслуживания — самое важное"...
Итак, приоритет — это ценность, имеющая свое более-менее определенное место в иерархии других связанных ценностей (приоритетов).
Только действия человека наглядно демонстрируют его истинные ценности. А вот слова — нет. Соврать "на деле", поступком тяжело. Но истории известны и такие таланты: Штирлиц должен был лгать поступками, чтобы его не разоблачили. То есть он должен был руководствоваться не собственными приоритетами, а приоритетами фашистского офицера. А тут огромная опасность заиграться и забыть, какие приоритеты твои, а какие принадлежат исполняемой роли. Почему, по-вашему, актеры, поиграв на сцене в любовь, порой женятся? Они, хвала Станиславскому, входят в роль и для убедительности действуют (на сцене), руководствуясь не собственными приоритетами, а требованиями режиссера и приоритетами, прописанными в самой роли. И уже потом свет погас, зрители разошлись, и только актеры по-прежнему в роли... как уж тут без марша Мендельсона обойтись в честь новой пары влюбленных.:)
Мы еще не раз вернемся к вопросу: "как выяснить ценности и приоритеты человека, группы, компании или бренда?" Сейчас важно зафиксировать одну единственную мысль — только поступки отображают истинную систему ценностей, да и то есть исключение, которое мы обсуждали выше. Слова человека, также как и декларации бренда или компании, должны доказываться делами. В противном случае все выльется в банальную ложь или самообман.
Как мы можем изучать ценности? Нашему сознанию нужны границы, схемы, критерии, чтобы различать и управлять. Вот как, к примеру, ребенок исследует, что такое вода? Он видит границу: "вот тут вода", а "вот тут ее уже нет". В чем разница? В том, что когда ты входишь в границу "вода", одежда становится мокрой... Ага... Понятно... Граница позволила ребенку что-то понять и что-то для себя решить. А что ребенок знает о воздухе? Ничего. До какого-нибудь пятого класса школы он не знает про воздух ничего, потому что в его мире, воспринимаемом органами чувств, нет границы: "воздух" — "не воздух".
Нам, исключительно для целей обучения, нужны границы. Мы их сейчас создадим, а потом, когда научимся работать с ценностями, уберем.
Ничего не видно. Многие люди устроены так: если ничего не видно — значит, ничего и нет. Они верят только в то, что явно воспринимают своими органами чувств. Некоторые добавляют к числу источников достойных доверия собственное воображение. Тогда, представив, что в темноте скрывается крокодил, человек будет реагировать на опасность так, будто она вполне реальна и осязаема.
Обратите внимание, как драматически изменится мир, если в руках человека появится фонарик...
Появление фонарика производит революционное изменение: появляется граница. Теперь мир делится на видимый и невидимый. То, что попадает в поле зрения, теперь оказывает влияние. А то, что скрыто темнотой, по-прежнему для него не существует. Ценности, как фонарик, делят окружающий мир надвое. То, что хоть сколько-нибудь важно для человека, попадает в луч "ценностного фонарика" и замечается даже при неблагоприятных условиях. То, что неважно для человека, будто имеет "шапку- невидимку".
Сумму ценностей человека или компании с учетом их иерархии и взаимодействия мы будем называть: "Система ценностей".
Внимание! Электронный вариант книги Константина Харского распространяется бесплатно. Поэтому если Вас заинтересовал прочитанный фрагмент и Вы хотите читать дальше, скачайте книгу "Ценностное управление" целиком.
Посмотрите!
Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.