Сделать стартовой • Добавить в избранное

Рынок ВПО: доклад представителя вузовского сообщества налогоплательщикам России

Доклад доктора экономических наук, профессора, заведующего кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ Дмитрия Анатольевича Шевченко на встрече Гильдии Маркетологов. «Рынок ВПО: доклад представителя вузовского сообщества налогоплательщикам России».

 

Сергей Савинков: 21 января 2013 состоялась встреча Гильдии Маркетологов, посвященная презентации справочника «Маркетинг в России. 2013».

В рамках встречи состоялась и Дискуссия об экономических перспективах на 2013-й год.

С отдельным докладом о состоянии высшего профессионального образования (ВПО) в России выступил доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ Дмитрий Анатольевич Шевченко.

Публикуем этот прекрасно структурированный содержательный доклад, представляющий, на мой взгляд, объективное описание существующей ситуации.

Итак:

 

Рынок ВПО: доклад представителя вузовского сообщества налогоплательщикам России

 

Содержание

1. 2012 год многое изменит

2. Демографическая ситуация

3. Стоимость рынка образования

4. Основные тенденции на рынке ВПО

5. Характер спроса и конкуренция на рынке ВПО

6. Образовательные программы

7. ППС – создатель стоимости

8. Цены

9. Продвижение

10. Потребители рынка ВПО

11. Современная ситуация на рынке ВПО

12. Перспективы вступления России в ВТО

 

1. 2012 г. многое изменит

Для российского рынка высшего образования 2012 год стал судьбоносным. Принят новый закон РФ «Об образовании». Россия вступила в ВТО. Для высшего профессионального образования (ВПО) этот момент имеет принципиальное значение.

Министерство образования и науки провело скандальную оценку эффективности деятельности вузов по четырем направлениям: образовательная деятельность, научно-исследовательская, финансово-экономическая и международная. В результате такого мониторинга ведомство примет решения о сокращении и объединении высших учебных заведений. Теперь все вузы стремятся попасть на мировую арену и войти в первую, десятую сотню, но топовых вузов мира. Правда, даже МГУ пока не выходит в первую сотню.

2. Демографическая ситуация

Последние изменение на рынке ВПО, связанные с резким сокращением филиалов, вузов, присоединением слабых вузов к сильным, во многом объясняется именно демографическими проблемами с сокращением числа школьников выпускных классов и самих школ.

По результатам переписи на 1 января 2011г. в РФ проживает 142,9 млн. человек

Однако, при общем росте численности населения количество школьников в возрасте 17 лет (абитуриентов) с каждым годом сокращается.

В период с 2005 по 2010 гг. количество школьников 11 класса сократилась более, чем на 30% (с 2400 тыс. чел до 1676 тыс.чел.). По прогнозным оценкам к 2016 г. численность студентов сократится на 27% (с 7050 тыс. чел. до 5133 тыс.чел.).

С 2010-16гг. первокурсников станет меньше на 20% (282.6 тыс. чел.) Нельзя при этом забывать, что норматив ППС к численности студентов установлен 1 преподаватель к 10 студентам, за исключение некоторых видов образовательных программ.

Можно предположить, что к 2016 г. количество ППС сократится как минимум на 30% в каждом вузе автоматически.

3. Стоимость рынка образования

По оценкам Минобрнауки расходы на образование достигли 5,4% ВВП (2011 год), что составляет примерно 293 592 млр. руб из расчета ВВП 54 369 трл. руб. в 2011 г.

Частные расходы на оплату образования в 2011 г. составляли по разным оценкам от 130-150 млр. руб. По оценкам Discovery Research Group, в 2011 году оборот рынка коммерческого высшего образования России составил 197,2 млрд. руб., 71% стоимостного объема рынка пришлось на государственные и муниципальные учебные заведения высшего профессионального образования [2]. Общие расходы на ВПО, включая частные, составят 446 млр. р. к 2013 г.

В соответствии с программой развития образования на период до 2012 г. общие расходы на высшее образование с 2014 г. будут примерно равны 500 млр. руб. ежегодно, что сопоставимо с общими расходами на образование развитых стран экономики.

Исследователи замечают, что денег в бюджет заложено только на два будущих года. Но к 2015 г. пять российских вуза должны войти в первую сотню международных рейтингов.

Одна из задач – повышение оплаты труда преподавателей вузов, которые в соответствие с президентскими указами должны возрасти до средней зарплаты по региону.

4. Основные тенденции на рынке ВПО

Первая тенденция – беспрецедентный рост числа студентов!

Всего к 2012 г. в вузах России обучается 7049,8 тыс. студентов

На 10 тыс. жителей страны пришлось 529 студентов вузов. По этому показателю Россия обошла многие развитые страны мира.

В Москве на начало 2010-11 учебного года обучалось 1168,1. тыс. студентов.

Вторая тенденция – беспрецедентный рост числа вузов!

В 2010/11 гг. в России насчитывалось 1115 вузов, из них 653 государственных вуза,

Рост числа вузов, преимущественно и, безусловно, за счет роста негосударственных вузов и главное филиалов. На сегодня 2000 филиалов, что почти в 2 раза превышает количество всех вузов.

Надо отметить. Столкнувшись с жесточайшей конкуренцией, некоторые вузы накопили хороший маркетинговый опыт использования конкурентных стратегий в регионах, где, иногда, на 100 тысяч населения приходиться около 8-10 филиалов вузов.

Вывод

Значительный удельный вес платного образования, устойчивый спрос на образовательные программы: бакалавриата (отчасти магистратуры), сложившийся к 2011-12гг. позволяет говорить о возникновении рынка профессионального высшего образования, с присущей ему острой конкуренцией.

Правда, региональные вузы предлагают, практически, одни и те же образовательные программы – специальности, чаще всего: менеджмент, экономику, право.

Перенасыщение предложений на замкнутых региональных рынках ОУ породило ситуацию, при которой возникли деформации в структуре образовательных потребностей населения. Возникли диспропорции между образовательными потребностями потребителями и требованиями рынка труда, что фактически снижает эффективность высшего образования, воспроизводства и развития социально-профессиональной структуры региона. Например, в службу занятости населения Заполярья обратилось 1108 выпускников учреждений профобразования. Сейчас в СЗ зафиксировано 564 студента (как раз норма.7%).

В условиях малых городов обострилась проблема доступа к обучению, решая которую филиалы вузов начали снижать качество образования до зачетов на дому и по телефону.

Проблема.

К 2015 году станет не выгодно «кормить» столько вузов из бюджета. Платные вузы, используя низкие цены за обучение в ущерб качеству образования, не смогут выполнить задачу подготовки молодых специалистов для инновационной экономике

Учитывая, что практически 90% из них предлагают экономику, управление и право. Поэтому, в первую очередь, под сокращение попадают платные вузы, они должны будут перепрофилированы в ПТУ (лицеи), стать средними специальными учебными заведениями. В настоящее время по инициативе Президента России началось резкое сокращение вузов и, особенно, филиалов. Эта мера назрела объективно, но сценарий ее воплощения в России, как всегда свой – политический. К 2016 году количество вузов с 1115 (в 2010 г.) сократится до 770 (в 2016 г.), т.е. сокращение числа вузов произойдет в течение ближайших четырех лет на 31%.

Третья тенденция – развитие науки в вузах

В России созданы группы университетов с особым статусом: федеральные, национальные исследовательские, а также МГУ и СПбГУ с особым статусом, в очереди МВТУ им. Баумана. Они получают от государства дополнительное финансирование под программы, утвержденными правительством РФ. Наука становится основным показателем инновационности и эффективности работы вуза!

Четвертая тенденция — активный брендинг вузов

Рынок ВПО характеризуется наличием в его системе разных по имиджу и репутации вузов. Специалисты по маркетингу различают бренды – лидеры - брендовые и не брендовые вузы. Бренд-лидеров не бывает много, их не более двух или трех. Бренды сложное для понимания явление, как правило, «территория» брендов – сознание и психология потребителей. Сами вузы в глазах потребителей без маркетологов разделились на: «элитные», «достаточно престижные» и «не обязательно престижные».

5. Характер спроса и конкуренция на рынке ВПО

Официальная статистика свидетельствует, что спрос на технические направления подготовки высшего профессионального образования в 2-3 раза уступает гуманитарным.

Все изменилось в после кризисном 2009 году. Конкурс на гуманитарные направления в государственных вузах взлетел до 10 человек на место! Наиболее показательна статистика количества выпускников вузов в 2004 и 2010гг. – двойное сокращение.(18, 0. тыс. чел. физико-математические науки и 9.7.). И, напротив, в 2004 г. выпускники гуманитарных специальностей составляли 144.7 тыс. чел., а в 2010 г. - 178,9 тыс.чел.

Рынок ВПО в 2010-12 гг. стал развиваться по сценарию беспрецедентного роста спроса на социально-экономические и гуманитарные образовательные программы. Опережающий рост в начале 21 века количества социально-экономических и гуманитарных вузов над техническими вузами обусловил и характер развития конкурентного рынка ВПО в стране.

Некоммерческие образовательные учреждения (НОУ), как отдельной категории, предсказать будущее их развитие сложно.

Объективно цели у НОУ иные: следование за ростом объема продаж, количеством платных студентов, поиски способов удержать их «любой» ценой, оборачивается снижением требований и контроля знаний.

Государственные образовательные учреждения (ГОУ) в лучшем положении: общежитие, гарантированное финансирование материальной и технической базы образования, науки, зарплаты, «социалка» из бюджета и др.

Вывод

Конкуренция между ГОУ и НОУ не имеет перед собой сколько-нибудь серьезных оснований для того, чтобы говорить о ее развитии в перспективе.

6. Образовательные программы

Все успокоились. Рынок труда не реагирует вообще ни на что.

Теперь почти везде (за исключением специальностей, относящихся к национальной безопасности: медицина, IT, информатика и др.) перешли на 2-х уровневую систему: бакалавриат и магистратура. Повышается ликвидность наших образовательных программ (ПО) на международном рынке. Но нужна корректировка содержания, веса и наименования ОП. Иностранные студенты не видят нас на сайте, нет, пока даже сносного перевода на английский язык основного контента.

7. Профессорско-преподавательский состав – создатель стоимости ВПО

Уточним к профессорско-преподавательскому составу (ППС) относятся – ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели, доценты и профессора.

ППС, его интеллектуальные способности, квалификация и профессиональные качества - мощный фундаментальный нематериальный актив и конкурентный фактор любого вуза.

Число ППС в 2010-11гг составляет 324, 8 тыс. чел. Среди них 40,2 тыс. составляют доктора (32,6 тыс. профессора) и 169,2 кандидатов наук. Среди 653 государственных вузов 349 составляют университеты, 176 – академии, 128 – институты. Вечная проблема – оплата труда ППС в вузе.

В настоящее время оплата труда квалифицированного и полного профессора в элитных вузах, равна зарплате западных вузов и составляет, примерно – 100 -150 тыс. руб. в месяц. В престижных вузах она меньше – 50-90 тыс. руб. В не престижных вузах, филиалах - 25-40 тыс. руб.

К 2018 г. средняя зарплата преподавателей вузов должна составлять 200% от среднего заработка в регионе. В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года (№ ВП-П8-1018) в сентябре-декабре 2012 года заработная плата преподавателей российских вузов должна быть доведена до уровня не ниже средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации

Данные мониторинга 50-60-80, что выше, чем в среднем по экономике в регионе но и 25-30-35 тыс., что ниже на 30-40%

Это большая трепетная и отдельная тема, и проблема, как к ней подступиться. Вузы ищут решения. ВШЭ.

8. Цены

Цены выстроились вслед за брендами и их отсутствием. Цены на образовательные услуги разнятся от 60-80 тыс. руб. в Ярославле, Владимире, Твери, Костроме, Туле, Иванове и до 300 тыс. и более в элитных и 200-250 престижных московских вузах. Между большими сегментами вузов нет конкуренции, но внутри сегментов –вузов есть и активная.

Шансы для поступления в московские вузы остаются только у единиц с высоким семейным бюджетом.

9. Продвижение

Наиболее характерно для рекламы и коммуникационных стратегий вузов то, что «магомед пошел к горе». В школах стали устраивать очереди для презентации вузов.

Бюджеты и менеджмент рекламы и маркетинга растут у тех вузов, кто понимает конкурентную ситуацию и не испытывает чванства во времена российского дефицита.

Появился одна важный фактор, влияющий на мотивацию при выборе вуза абитуриентом – логистика, точнее логистические издержки. Многие абитуриенты и родители, особенно в мегаполисах, выбирают вуз ближе к дому, тем самым, также избегая некоторых рисков

10. С кем мы имеем дело? Потребители рынка ВПО, его основные сегменты

Высокая дифференциация материальных возможностей «на входе» в вуз среди различных категорий абитуриентов. При этом эти большие группы потребителей (сегменты рынка) различаются не только по социально-экономическим, но и по психографическим параметрам, которые обнаруживаются в их ожиданиях и культурных запросах.

Отдел маркетинга и рекламы РГГУ провел многочисленные исследования абитуриентов и бывших абитуриентов (студентов 1-го курса), результаты свидетельствует о разных мотивациях в отношении собственных перспектив карьерного роста и жизненных ценностей в зависимости от материального положения в семье – домохозяйстве. Подробно можно посмотреть будет серию статей на эту тему и готовящую монографию «Управление маркетингов в вузе».

Вывод

Мы имеем дело с определенно - сложившимися сегментами рынка ВПО, которые представляют собой устойчивые большие группы абитуриентов (представителей домохозяйств): с высокими, средними и низкими доходами («богатые», «обеспеченные», «нуждающиеся»). Мы со значительной долей уверенности можем говорить о трех траекториях потребительского поведения в выборе ВПО: «богатые», «обеспеченные», «нуждающиеся» абитуриенты. Это большие группы абитуриентов (представителей домохозяйств): с высокими, средними и низкими доходами.

Схематично, рынок высшего профессионального образования России выглядит следующим образом: 7%-22%-71%. («богатые», «обеспеченные», «нуждающиеся»). Московский рынок абитуриентов, соответственно, составит 15% - 35% - 50%.

Если брать конкретные сегменты вузов: элитные - престижные - не престижные, то здесь будет другие показатели.

Важное замечание

Заметим, что рынок высшего профессионального образования развивается по тем же законам и принципам, что и любой потребительский рынок в России.

По сути, участники рынка ОУ ведут себя также, как и операторы развитых рынков потребительского сектора: рынка недвижимости, молодежной одежды и обуви, телекоммуникаций, других.

Здесь, как в любом бизнесе, ставится одна главная и основная цель - адаптировать собственный бизнес, настроить конкурентные стратегии своих компаний под требования сегментов рынка, т.е. потребностей и запросов потребителей, клиентов и вип-клиентов, используя при этом все новейшие технологии продвижения ОУ, социальные сети, сайты, блоги, кастомизированный маркетинг и др.

11. Современная ситуация на рынке ВПО: реформа или кризис

Руководство страны в 2011-12 гг. предприняло революционные шаги для скорейшей адаптации (реформы) рынка ВПО требованиям ВТО и вышло с инициативой до конца 2012 года выявить неэффективно работающие государственные вузы, а также разработать и утвердить до мая 2013 года программу их реорганизации.

По планам с 2013 года 15-20 лучших университетов страны начнут получать внушительную государственную поддержку для того, чтобы к 2020 году как минимум пять из них вошли в сотню лучших мировых университетов.

У менеджеров популярна пословица: «Если вы не можете это измерить, то вы не можете этим управлять».

И вот, для быстрой и объективной оценки Минобрнауки РФ предложило пять основных количественных критериев: средний балл ЕГЭ студента; объем НИОКР в расчете на одного педагогического работника; по удельный вес численности иностранных студентов

не считая стран СНГ; количество доходов из всех источников в расчете на одного педагогического работника; и пятый критерий - объем площадей помещений, находящихся в праве собственности или в оперативном управлении вуза.

Для филиалов добавлены были еще три дополнительных критерия: число обучающихся, «остепенённость» преподавательского состава и доля штатных преподавателей.

Министерство образования и науки РФ обнародовало на своем сайте результаты полного мониторинга работы 541 высшего учебного заведения и 994 филиалов российских государственных вузов и их филиалов. Результаты известны: эффективные, вузы с признаками неэффективности и неэффективные вузы.

Надо признать, что многие региональные вузы, особенно филиалы, давно уже потеряли собственные рынки труда. Асимметричность развития регионального рынка образования и труда является не разрешимой экономической проблемой. Бюджетные деньги не превращаются в инвестиции, если выпускники ищут работу не по профессии, а довольствуются «корочками» о государственном высшем образовании. Вузы, у которых сложились свои рынки труда, много не проиграют. Региональным властям выгодно поддерживать своими бюджетами высшее образование, если оно будет «работать» на регион.

Вывод

Для сложившегося рынка ВПО – этот мониторинг и его последствия, как следует полагать, станет тяжелейшим ударом по имиджу и репутации в целом российского образования и не предсказуемыми последствиями для многих региональных вузов и студентов. С позиции экономике спрос на ВПО со стороны абитуриентов не упадет, он, как оговорится: «никуда не денется», но сложившиеся региональные ориентиры абитуриентов и критерии оценки брендов вузов серьезно пошатнуться.

По-существу, мы имеем критическую ситуацию. Трудно сейчас оценить последствия такой политической «реформы». Потребуется значительное время для восстановления рынка ВПО. Изменения цен на образовательные услуги, логистика и другие расходы лягут на семейные плечи потребителей образовательных услуг. Слияние вузов будет проходить с огромными кадровыми и творческими образовательными потерями.

12. Перспективы вступления России в ВТО и ее последствия для рынка ВПО

Процесс присоединения России к Всемирной торговой организации (далее – ВТО) завершился 16 декабря 2011 г. подписанием Протокола о присоединении к Марракешскому соглашению о создании ВТО.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» исходит из того, что обучение иностранцев в России и российских граждан за рубежом, преимущественно, осуществляется по договорам между заинтересованными сторонами.

Подобным, комплексным образом, должны решаться все вопросы, возникающие в процессе международной купли-продажи услугами!!!

Здесь ставится точка на дискуссии, является ли образование товаром! Да, является и на рынке это - ОУ, выводимые вузом в целях продажи, т.е. статус товара.

Россия в соответствии с ГАТС, принимает на себя обязательства по доступу иностранных поставщиков на рынок услуг. Поэтому при формировании перечня российских обязательств по услугам преследуется цель создать нормальную конкурентную среду на национальном рынке услуг, привлечь иностранные инвестиции, а также обеспечить необходимый уровень защиты для тех российских поставщиков услуг, которые могут находиться в неравном положении по отношению к иностранным мощным конкурентам, которые знают и отлично используют маркетинг.

Если сравнивать варианты поставки услуг, можно заключить, что в большей степени российской образовательной среде потребуется защита в случае коммерческого присутствия иностранного поставщика, а также присутствия иностранных физических лиц.

Выводы

Кризиса высшего образования нет, но есть кризис образовательного менеджмента.

Стратегия выживания для подавляющего большинства российских вузов не новость. ВПО многие годы находится в перманентной стадии турбулентности. Многие руководители вузов (ректоры и проректоры) привыкли к неожиданным «переменам» и бесконечным проверкам на чистоту и качество работы вуза. Но идут и кадровые перемещения, суды и забастовки, в том числе голодовки. Стали назначать обмундсменов по делам студентов, обсуждать двухуровневую систему управления вузом: президент и ректор, назначаемый собственником. Вводить и панически готовиться к бесконечным, в том числе своим, доморощенным, рейтингам вузов, готовность вуза к Приемной комиссии, рейтинг сайтов по методике испанской Вебометрикс, размещение контрольных и курсовых работ студентов в Интернет, возможное, но отложенное ИФО за студентом и многие другие новшества и инновации.

В свете настоящих и грядущих реформ руководство вузом вынуждено считаться с влиянием двух факторов.

Во-первых, вузы больше не могут полагаться только на традиционные источники финансирования. Рост платности услуг будет расти, бюджетное финансирование сокращаться.

Во-вторых, вузы должны активно искать финансовой поддержки у рынка, а значит, испытывать на себе действие конкурентных атак других вузов.

Конкуренция становится важнейшей проблемой для вуза.

Наступает время острых конкурентных, ценовых, рекламных войн на рынке ВПО. Подавляющая часть государственных вузов не готова и не умеет вести себя на рынке.

Во многие вузы конкурсы минимальны, студенты не хотят в них учиться. И дело тут не в гуманитарной или технической направленности вуза.

Ситуация на рынке ВПО качественно меняется. Россия встает на путь международной интеграции рынка ВПО и рынка труда.

У студентов появляются новые возможности получить качественное и уникальное образование, найти интересную работу, выстроить профессиональную карьеру на отечественном и зарубежном рынках труда.

Для преподавателей вузов открываются возможности укрепления своего материального положения, творческого и научного потенциала, у руководства вузов открываются новые перспективы для инновационных стратегий и нестандартных маркетинговых решений в новейших условиях развития системы ВПО.

В заключение необходимо высказать несколько общих замечаний относительно развернувшейся реформы ВПО и последствий вступления России в ВТО.

Будучи одновременно «переходной» и ресурсоизбыточной экономикой, Россия имеет особые основания для поддержания объема государственного сектора на достаточно высоком уровне. Для догоняющих экономик государственные вузы могут и должны играть, кроме того, особую роль – быть в определенном смысле социальными институтами развития, передовыми маяками образовательного менеджмента и научных достижений.

Но для этого необходимо совершенствовать управление государственной собственностью вузов. При квалифицированных управляющих, крупные ГОУ, могут обладать большим плановым горизонтом, чем НОУ и иметь доступ к долгосрочным кредитам инвестициям. Это дает им возможность инициировать научно-исследовательские проекты, совместные с частными фирмами в регионе (в.т. числе с НОУ), которые частный сектор «в одиночку» не мог бы реализовать. Обладая высококвалифицированными и заинтересованными экспертами, такие вузы могли бы стать основой для реализации регионального частно-государственного партнерства.

Государственный сектор как проводник образовательной политики приобретает особое значение в условиях ВТО, когда возможности обычных инструментов государственного влияния на развитие образования ограничены и в силу вступают рыночные механизмы конкуренции и формирования спроса на образовательные услуги.

Для успеха реорганизации необходимо содействовать повышению качества образовательного рынка – внедрению современной деловой этики, формированию высоких стандартов корпоративного управления вузом. Государственные вузы должны служить образцом в этом отношении, тем самым оказывая существенное влияние на некоммерческие образовательные учреждения и на экономику региона.

Только определив цели и оценив возможности и роль государственных Вузов в каждой отрасли и профиле, можно рассматривать вопрос об их реорганизации.

В будущем целесообразно вообще отказаться от «шоковых» кампаний: реорганизация слияния и присоединение должны стать рутинной деятельностью и протекать не в соответствии с политическими указаниями сверху.

PS

С точки зрения маркетинга, в докладе, как и во всей цепочке распределения продукта (конечным продуктом является выпускник вуза – специалист в определенной, им самим, профессии) кроме участия в этом процессе вуза, не хватает некоторых необходимых важных звеньев общей цепи «поставки», таких социальных институтов как: семья, школа, начало профессиональной карьеры.

Много разных мнений относительно значения и роли этих социальных институтов, их места в рейтинге воспроизводства и развития, заметим, любого общественного профессионального организма. Нет сомнений, что общество объективно заинтересованно в своей профессионализации, чем точнее и качественнее подготовлен выпускник вуза, тем успешнее его участие в обменных операциях в общественно-полезном разделении труда. Он обменивает свои профессиональные компетенции на материальные и духовные блага, тем самым увеличивая собственное богатство и богатство общества и народа (А. Смит).

Точка зрения докладчика тут такая.

Начало всех начал (50 и более процентов) в этой производственно-сбытовой цепочке «поставки» молодых профессионалов на рынок труда следует отвести семье!

25% — школе и 25% вузу. Все!

От того в какой материальной и духовной обстановке будет протекать «доставка» выпускника на рынок труда зависит как от государства, тех условий, которые оно может сконструировать, так и от стремлений самого участника этого процесса – студента!

 

Д.А.Шевченко

21.01.2013 г.


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 4 + 4 =
Подпись



20:30:29 31.01.13 == Г.Лисьев

Доклад очень внятный для осознания задач вузами. Только явно выделенная цель - ВПО это услуга, думаю, для "имперского" мышления - не корректна. Если мы хотим и готовы стать ведущей державой мира, то образование - это не услуга, это образ жизни. Да, часть этого "образа" можно и нужно продавать (как в США). Но для внутреннего потребления - это должно быть именно образом жизни.

 

12:55:07 01.02.13 == Сергей Савинкоv

Совершенно верно: для внутреннего потребления образование должно быть именно образом жизни, вне зависимости от внешних воздействий. Спасибо за комментарий!

 

Доклад д.э.н., профессора, зав. кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ Д.А.Шевченко на встрече Гильдии Маркетологов «Рынок ВПО: доклад представителя вузовского сообщества налогоплательщикам России».

Смотрите также
Выпускники кафедры логистики и экономической информатики РХТУ, получая один диплом бакалавра технологии, имеют фактически три квалификации! Смотрите видео.

Кафедра логистики и экономической информатики РХТУ имени Д.И.Менделеева


Не обращали внимание на то, что иногда во время выступления известных и уважаемых вдруг появляется ощущение, что что-то не так? Замечали? Этот пост — информация к размышлению для тех, кто проводит тренинги и семинары и посещает их.

Немного о тренингах (из серии «Чему учит кино»)


Короткий, но полный смысла эпизод советского фильма «Старшина». Всегда ли мы последовательны в своих действиях? Что общего между воинской службой и бизнесом? В чем секрет личного примера?

Быть последовательным


favourites, англоязычная рок-музыка, школа маркетинга Леонида Иванова, трудности подросткового возраста, англоязычный рок, увеличение продаж, совет психолога, рисунки Вячеслава Степанова, управление программ MBA,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100