Сделать стартовой • Добавить в избранное

2. Эдгар Дега «Оркестр Оперы» 1868—1869, Музей Орсэ, Париж

Юрий Юдаев. Заметки по истории искусства. Содержание.

1. Обозначим границы

2. Эдгар Дега «Оркестр Оперы» 1868—1869, Музей Орсэ, Париж

3. Эдгар Дега «Хлопковая контора» 1873, Музей изящных искусств города По, Атлантические Пиренеи

4. Сэмюэл Финли Бриз Морзе (Samuel Finley Breese Morse). Часть 1

5. Сэмюэл Финли Бриз Морзе (Samuel Finley Breese Morse). Часть 2

6. Сэмюэл Финли Бриз Морзе (Samuel Finley Breese Morse). Хроника одного изобретения (1826-1835)

7. Сэмюэл Финли Бриз Морзе (Samuel Finley Breese Morse). Хроника одного изобретения (1836-1837)

 

Эдгар Дега (1834 — 1917)

Эдгар Дега (1834 — 1917)Художник редкой самодостаточности, по сложившейся традиции и по факту участия его в большей части фундаментальных выставок импрессионистов 1870-х — 1880-х годов причисляется к импрессионистам. В сущности, он сам представляет собой некий неназванный стиль (какой-нибудь «дегаизм»).

Исследователи ссылаются на почтительное отношения юного Дега к Энгру, Делакруа. Уже в 19 лет он приступает к копированию живописи в Лувре. Но при этом, погружаясь в созерцания большого числа его работ, не замечаешь ничьего влияния; это всегда, с первых его шагов — Дега. Неизменный, качественный, филигранно владеющий формой Дега. В то же время можно сходу назвать несколько перворазрядных мастеров младшего поколения, на которых повлиял метод, образный подход к изображению человека, тематический репертуар и даже технические приёмы, свойственные Дега (кора мерцающих многослойных напластований матовых масляных красок, специально обезжиренных добавлением большого количества скипидара; перекрёстная штриховка контрастного цвета в пастели). В числе последователей, в первую очередь Тулуз-Лотрек, но также и Гоген, а позднее Пикассо. Определённо, это — признак высокой авторитетности в кругу коллег, своеобразный сертификат качества.

Старый Энгр при встрече с начинающим, но уже крепким живописцем Эдгаром Дега по легенде произнёс: «Рисуйте, проводите много линий! Не идите на поводу у природы, рисуйте из себя и по образцам великих мастеров». Надо полагать, под «великими мастерами» мэтр имел в виду прежде всего себя.

Живопись не слишком трудна для того, кто мало знает, но для того, кто знает много, дело обстоит совсем иначе. (Эдгар Дега)

Что ещё примечательно в карьере Дега: он всегда успевал быть актуальным. Его метод неизменно свеж, наполнен биением жизни, даже в годы, когда страдающий болезнью глаз мастер был вынужден оставить живопись, он дал великолепные, ни на кого не похожие образцы скульптуры из воска (тираж бронзовых отливок по ним был сделан уже после смерти Дега).

Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии. Когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно. (Эдгар Дега)

О чём применительно к Дега можно сказать: — Да, здесь художник испытал влияние! — это об искусстве фотографии и о японском эстампе. Похоже, в обоих случаях, внешне столь отдалённых от традиций европейской живописи, Эдгара Дега привлекает своеобразная нестабильность рамки, некоторая подвижность видоискателя, если прибегнуть к терминам фотографии. Заметим, что и в искусстве фотографии Дега оставил свой след. Жизненная неприглаженность, диссонирующая, порой раздражающая, помещенная в картинное поле полотен Дега, предвосхищает музыкальный метод алеаторики XX века или основанные на дзенских практиках музыкальные композиции и перформансы Джона Кейджа (любопытно отметить притяжение к «японскости» в том и другом случае).

Эдгар Дега «Оркестр Опера» L'orchestre de l'Opera Vers 1868-1869. Huile sur toile. 56,5 x 45 cmХудожник словно по-детски упивается возможностью разбросать персонажей по картинной поверхности, как выстроенную на зелёном сукне бильярда стройную пирамиду шаров из слоновой кости. Рамка, которая наводится на хаотичное скопление фигур, в руках Дега подвержена свободному, прихотливому блужданию и часто застывает в нарочито неудобной для изображённых на полотне позиции, то разбрасывая персонажей по периметру полотна, оставляя неожиданную пустоту в его центральной части, а то и вовсе срезая головы целой группе (как в «Оркестре Оперы» 1868-1869). Но, приглядевшись внимательно, мы понимаем, до какой степени точен этот срез — насколько выигрывают в психологической достоверности те духовики и смычковые от соседства с вознесённым над их головами, ярко освещённым лучами рампы, переливающимся зелёным и розовым перламутровым букетом из ног, рук и балетных пачек танцовщиц corps de ballet.

Нет искусства менее спонтанного, чем у меня. Что я делаю, это результат размышлений и изучения великих мастеров. (Эдгар Дега)

Первоначально холст предназначался другу художника, фаготисту Дезире Дио/Desire Dihau (1833-1909), игравшему в Парижской Опере (центральная фигура на картине). Кроме того, здесь изображен композитор Эммануэль Шабрие (1841-1894) выглядывающим из затенённого бокса в левом верхнем углу, и ряд других достоверных музыкантов. — Дега был завсегдатаем театров; только по абонементу 1885 года он побывал на представлениях и премьерах 177 раз. Арфа и массивный гриф контрабаса написаны позднее, чтобы надёжно связать глубину приглушённой по краскам оркестровой ямы со сверкающей сценой в глубине картинного пространства. В этом небольшом полотне перед нами развивается эпизод динамично несущегося представления; здесь всё ещё полно неопределённости, незавершенности; представление обрушивается своей громадностью, шумным блеском на близко сидящего зрителя. Кажется, что от любой случайности зависит весь ход события, и в этой подвешенности — и весь дух, вся магия театра, и ощущение трепещущей разверстости жизни, в одно и то же время влекущей и пугающей.

Музы никогда не спорят, они целый день работают в одиночестве, а под вечер собираются вместе и танцуют, но не беседуют. (Эдгар Дега)

Рамка...в руках Дега подвержена свободному, прихотливому блужданию и часто застывает в нарочито неудобной для изображенных на полотне позиции, то разбрасывая персонажей по периметру полотна...а то и вовсе срезая головы целой группе, как в «Оркестре Оперы»

Смотрите также
Продолжим хронологию той части жизни Сэмюэла Морзе, которая принесла славу не только ему, но, пожалуй, и всему американскому цивилизационному проекту, о деле его жизни, о его пишущем телеграфе.

7. Сэмюэл Финли Бриз Морзе (Samuel Finley Breese Morse). Хроника одного изобретения (1836-1837)


Мы увидели Морзе-художника. Успешного. Одного из самых превозносимых в США. Перейдём теперь к той части его карьеры, которой он по праву мог гордиться, и которая принесла славу не только ему.

6. Сэмюэл Финли Бриз Морзе (Samuel Finley Breese Morse). Хроника одного изобретения (1826-1835)


С 1830 по 1832 год Морзе вновь оказывается в Европе. Но на этот раз не только для изучения живописной техники старых и современных мастеров в музеях Франции, Италии и Швейцарии.

5.Сэмюэл Финли Бриз Морзе (Samuel Finley Breese Morse). Часть 2


favourites, художник вячеслав степанов, Плехановская академия, трудности подросткового возраста, англоязычный рок, руководителям предприятий, совет психолога, рисунки Вячеслава Степанова, программы мва,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули

За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.
© Сергей Савинков, 2009-2018
Rambler's Top100