Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

Отделение 1. Общие обязанности к ближним. §1. О любви к ближнему вообще

§1. О любви к ближнему вообще

Люди только с помощью друг другу могут достигнуть нравственного своего назначения; посему самая их природа, их нужда требуют, чтобы они взаимно содействовали друг другу во всем добром и делали друг друга участниками приобретенных благ. Такой образ действия называется любовью к ближним, которая есть доброжелательство к другим, соединенное с уважением, чистыми намерениями и деятельным участием в их судьбе. Кто полон этой любви и действует по ее внушению, тот приобретает прекрасное название друга человечества. Мы считаем здесь нужным говорить о важности и источниках этой добродетели и о препятствиях, ею встречаемых.

Человек, рождаясь на свет, нуждается в помощи других более всякого другого существа в природе; возвышенность и уничижение ни в одной земной твари не соединены так, как в человеке; он можешь возрастать только под заботливым надзором любви, которая сообщила ему внешнюю жизнь и ввела его в свет. В самом начале он сознает в себе питомца любви; в этом сознании он находит Бога, своего чадолюбивого, высочайшего благодетеля, подающего ему все блага жизни; любовь к общежительности и благодарность соединяют его с подобными ему существами, который должны заботиться об его образовании и счастье; он не может жить без них, ибо круг его духовной и телесной деятельности со всех сторон ограничен их кругом: он не должен жить без них, ибо их общее усовершенствование и счастье зависят от любви и взаимного вспомоществования.

И если он понял себя, то действительно будет жить с ними, ибо, не имея кому сообщить своих мыслей, совершенств и радостей, он будешь жалким и несчастным. Любить себя в Боге и вместе с тем вводить всякое полученное от него благо в жизнь людей, есть христианская заповедь, совершенно согласная с природою и разумом; она, превращаясь в любовь, делается живым началом всех обязанностей к ближнему.

Эта любовь состоит из чувства доброжелательства, которое мы от себя переносим на других. Так дитя радостно улыбается на груди матери, но еще радостнее, когда оно видит в зеркале, или в чистом источнике свой собственный образ. От природы мы сами себе более нравимся, нежели другие; даже самые безобразнейшие умеют утешать себя, сравнивая свое безобразие с безобразием других, и, если они иногда не имеют никакого средства к утешению, по очевидности безобразия, то стараются пособить себе благодетельным забвением своего образа. К нему присоединяется чувство склонности, которое от нас переходит на других. Дитя все, что нравится ему, хватает с жадностью и подносит ко рту; оно хочет усвоить себе все, что какою-нибудь прелестью возбуждает в нем пожелания. Отсюда происходит, что мы оказываем ласки любимому предмету и прижимаем его в своих объятиях; наше должно принадлежать ему, и его должно быть нашим; даже самая личность любимого предмета была бы поглощена увлекающею силою этого естественного влечения, если бы ее не защищала пробуждающаяся самостоятельность сознания. Почему чувственная любовь к другим умеряется чувством уважения, которое рождается из представления нравственной свободы других, не зависящей от нашего произвола, и которое позволяет нам в такой только степени обнаруживать склонность к другим, в какой оно не противно совершенству и счастию любимого и любящего.

 
 

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 2 + 7 =
Подпись



Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, гитарист-виртуоз, управление маркетингом, психологическая помощь бесплатно, английский рок, курс MBA, психологическая помощь онлайн, художник Вячеслав Степанов, MBA в Плехановской академии,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100