Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

Противодействие гневу

Но гораздо благоразумнее и сообразнее с целью, вместо этих мелочных способов, обратиться к существенно предостерегательным средствам от гнева, и прежде всего стараться противодействовать ему:

1) Умеренностью, заботливостью о здоровье и веселым расположением духа. Больные и слабые всегда весьма раздражительны; особенно это случается при хронических болезнях, каковы например, хирагра и ипохондрия, кои нередко потому даже приводят человека в гнев, что для него нет никакого повода к раздору и ссоре. Равным образом и досада, которой так часто подвержены бывают ученые, деловые люди и художники, бывает причиною сильных порывов гнева, как это доказали, неоднократными опытами своими, Лютер и Кальвин. Даже уединение доводит иногда до своенравия, упрямства и злости; посему ученые часто резче и язвительнее бывают в своих сочинениях, нежели в разговорах и беседах. Но гораздо опаснее всех этих поводов, неумеренность и пьянство, как это известно уже из самых давних опытов, которые научают нас, что большая часть споров и ссор бывают во время пиршеств. Итак, кто не хочет подвергнуться искушению гнева и быть его невольником; тот всегда должен печься о своем здоровье, укреплять свое тело, быть умеренным и трезвым в своем образе жизни, не изнурять себя своими занятиями и оживлять в себе дух веселости и доброжелательства беседами и развлечениями в обществах.

2) Но коль скоро негодование против другого уже возбуждено, то весьма великое влияние имеет свободная и твердая решимость победить себя при самом первом порыве гнева. Как всякому пароксизму, даже эпилепсии и бешенству, предшествуют некоторые предварительные и предостерегательные судорожные движения: так и чувство гнева возгорается мало-помалу и только постепенно превращается в пламень, или доходит до самого сильного взрыва. Кто бодрствует над собою в первые решительные минуты гнева и старается погасить его искры прежде, нежели он превратится в пламень; тот еще может управлять чувством своего негодования, удерживать его и даже совершенно подавлять, ежели захочет. Если же он напротив позволит сим искрам превратиться в огонь и пожар, тогда нет более возможности погасить их, разве только какая-нибудь нечаянная противоположность чувств ему в том поможет. При сем случае, равно как в решительные минуты сладострастия, пьянства, страха и любви, самообладание является во всем своем блеске и величии и исполняет победителя таким чувством собственного его достоинства, которого нельзя сравнить ни с каким другим приятным ощущением.

3) Всего более должно смотреть за собою в те минуты, когда душа наша чувствует какое-то вдохновенье, когда жизнь ума обнаруживается сильнее и мы почитаем себя умнее, лучше и достойнее прочих. Ибо чем выше мы представляем себя в своем воображении, тем более находим слабости в своих противниках и тем бываем раздражительнее и более расположены к резким словам и неосторожным поступкам. «Я должен уступить!» — думает гордый и за малое оскорбление отплачивает такою колкостью, каковой не может оправдать несравненно большая обида. Но высокомерное чувство охладевает и за нечаянным порывом следуют стыд и раскаяние.

4) Кто между тем обсуждает со всею точностью нанесенные оскорбления и вникаешь в положение своего противника, тот скоро открывает, что у него редко бывают причины ко гневу. Ежели претерпенная им обида заслужена; то благоразумие требует снести ее с кротостью. Однажды Ла-Вальер, при входе в церковь, услышала, что ее громко назвали таким именем, которое выражало порочные ее связи с Людовиком XIV. «Верно этот человек знает меня очень коротко, — сказала она громко, — когда так за меня молится.» Коль же скоро обида совсем не заслужена, то она падает на того, кто погрешил по опрометчивости, или по злобе и в обоих случаях должен просить прощения. «Не поступки других беспокоят и огорчают нас, но ложные о них понятия и мнения: посему старайся узнать их, — говорит благородный Антонин (ad se ipsum L. XI, c. 18) , — и гнев твой тотчас исчезнет.»

5) Если же при этом рассмотреть еще, не сами ли мы подвигнули друга к оскорблению; то дух наш может, совершенно успокоишься. Без всякой причины и повода едва ли кто будешь нападать на нас. К оскорбительным порывам увлекает обыкновенно или давно питаемое отвращение в душе противника, или какая-либо невнимательность по его мнению, вид холодности, высокомерия, можешь быть, даже талант, добродетель, или счастие, нам благоприятствующее. В первом случае чувствительность оскорбителя должна послужить нам предосторожностью, на будущее время быть осмотрительнее и скромнее. Если же напротив зависть, или ненависть говорят устами противника, то нас успокоит изречение Пруденция (Pshychomach. v. 100):

Ipsa sibi est hostis, seque furendo

Interimit moriturque suis ira ignea telis.

«Бешенство есть враг само себе; пламенный гнев убивает себя своим неистовством и умирает от собственных стрел.»

6) Самое действительное средство для подавления гнева есть благородное равнодушие, поселяемое в сердце мыслию о Боге и милосердном Его снисхождении. Как Его не можешь коснуться никакое оскорбление, так и мы должны бороться всею силою и крепостию внутреннего человека, коего не может победить никакое внешнее зло. Как Он с великим терпением и благостно сносит наши заблуждения; так и мы должны быть медленны на гнев и всегда готовы простить погрешающему. Как у Него несть изменения, ниже сени преложения; так и мы никогда не должны забывать, в лице оскорбителя, уважения к человеческой природе. Мщение может быть приятно для человека обыкновенного и взыскательного; но гораздо приятнее и благороднее забвение всех обид и прощение.

Charron de la sagesse, L. I. chapt. 27 sq.

Porsche`s Einleitung in die Moral. S. 267. f.

Less von dem christlichen Verhalten in Absicht des Zorns und der Anweisung ihn christlich zu beherrschen, in s. Predd. Von Gebete. Gottingen, 1783. Dritte Auflage. s. 279. ff.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 9 + 3 =
Подпись



Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, художники россии, руководителям предприятий малого бизнеса, психологическая помощь, гитарист-виртуоз, маркетинг промышленного предприятия, подростковый возраст, картины Вячеслава Степанова, маркетинговые исследования в россии,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100