Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

Отделение 3. Обязанности относительно образования других. §8. О лжи

§8. О лжи

Обязанности к другим, как к существам способным усовершенствоваться, соединяются в следующем правиле: не отвлекай других от познания истины, но преподавай им оную с охотою и имей снисхождение к их слабости. Первому правилу противоречит ложь, которая есть намеренное и противозаконное опровержение истины. Нравоучители, желая точнее определить сию противозаконность и вернее сделать разделение лжи, при всем согласии между собою, никак не могли избавиться от запутанностей.

Обязанности к другим, как к существам, способным образоваться и усовершенствоваться, соединяются в следующем законе: избегай лжи, поучай с охотою других и имей снисхождение к слабостям.

Относительно первого правила, то есть, избегать лжи, самый обыкновенный ум различает открытый вымысел (fictio), где другой не ожидает никакой истины, от неправды (falsiloquium), где он не имеет никакого основания ожидать ее, и от лжи, где он может ожидать истины, но обманывается.

Итак всякая ложь не только заключает в себе несправедливое (falsum), или противоречие истине, но даже сознание оного, (voluntas falsum enunciandi, по Августину), или намерение сказать что-либо несправедливое. Без намерения говорящий неправду, подобно неосторожному разглашателю вымышленных новостей, есть страдательное орудие в руках первого лжеца, и потому сам по себе совсем не лжец, а только обманутый легковер.

Но кроме сего упрека, который как неизгладимое пятно, преследует всякую ложь, сюда принадлежит еще упрек в противозаконности, следовательно в злом намерении, при дальнейшем изложении которого нравоучители приходят в большое затруднение.

Самые строгие из них, каковы например Стоики, думают, что дабы назвать намерение злым, довольно уже одного предположения обмануть другого. Эвдемонисты напротив утверждают, что безнравственность лжи и намерения солгать зависит от вредности вымысла. Но обе эти крайности не доводят до цели.

Ибо с одной стороны, как жалуется Руссо, школьная нравственность потому не согласна с нравственностью жизни, что первая повелевает никого не обманывать, а последняя указывает случаи, в коих это позволяется. С другой стороны напротив трудно допустишь, чтобы лжец, при намерении своем солгать, предусматривал какой-нибудь вред ото лжи; потому лжецу обман его всегда почти бывает полезен, тогда как друзья истины, каковы например христианские мученики, за свободное исповедание свое, часто должны были жертвовать кровью и самой жизнью.

Посему важный и спорный этот пункт надлежит еще рассмотреть, доколе точнейшее разделение лжи не озарит светильником самой высшей цели сообщения наших мыслей. Относительно различных родов лжи можно делить на такую, которая происходит или из общих свойств воли человеческой, или из особенных, индивидуальных, одному только лицу принадлежащих. Человек есть ложь и склонен нарушить данное слово. По особенной склонности ко лжи, приметны бывают, как отдельно некоторые люди, так и целые классы, или даже народы.

Индивидуальность лжи повсюду представляется нам на опыте: так как всем людям свойствен эгоизм и всякий выказывает его по-своему; то все они обманывают особенным образом; любовь к истине и откровенность теряются мало-помалу, начиная от великого государственного мужа, утонченного в хитростях дипломатии, и до последнего брадобрея, верящего во втором доме тому, что он сам выдумал в первом. Предрассудки, лукавство и ложь суть атмосферы рода человеческого. Не многие видят, что они со всех сторон окружены туманом, и еще менее таких, которые стараются сквозь этот туман и мрак подняться к свету истины. Относительно качества делят ложь на позволительную и непозволительную, благородную и низкую, набожную, или с благочестивым намерением сделанную, и безбожную, при коей забывается всякое чувство о Боге.

Позволительною ложь почитается тогда, когда для того говорят неправду, чтобы предотвратить угрожающее зло. Благородною называют ложь в таком случае, когда от неистового преследователя нельзя сокрыть, без собственной опасности, предмета его ненависти; обман в таких обстоятельствах одобрял и Платон (Alcibiades, II, p. 87. ed. Bipont.) Низкою ложью напротив называется та, которою кто-нибудь спасает самого себя от опасности, или каких-либо затруднений. Так, во времена Французской революции обвиненные женщины, или девицы, объявляли себя беременными и тем могли отсрочивать исполнение сделанного над ними приговора.

Набожною (Fraus pia) называется та ложь, которую выдают за истину по благочестивым намерениям; в ней всегда обвиняли Иезуитов. По отношениям и причинности бывает ложь или своя собственная, или чужая; по сущности, или вредная, или безвредная. Все сии разделения суть не более, как игра слов.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.

Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, гитарист-виртуоз, школа маркетинга Леонида Иванова, психологическая помощь бесплатно, английский рок, курс MBA, психологическая помощь онлайн, художник Вячеслав Степанов, MBA в Плехановской академии,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2018
Rambler's Top100