Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

§10. Вынужденная ложь

Есть два важных возражения касательно лжи вынужденной и лжи благородной. Вынужденною ложью называют такой вымысел, к которому заставляют нас прибегать самые тесные обстоятельства. Но допуская, что в таких крайних случаях не многие могут противостать искушению лжи, находя в них самую благовидную причину оправдать себя и сложить всю ответственность на тех, которые поставили нас в такое трудное положение, нельзя по крайней мере не ограничить поползновенности человеческой в сих обстоятельствах.

Так собственно вынужденную ложь можно допустить только в состоянии бессилия, а не в состоянии свободной самостоятельности; ее обвиняет то уважаемое всеми мужество, которое исповедует истину безбоязненно; избавлять от обязанности всем жертвовать истине в пользу слабости человеческой, значило бы умножать число неправд угрожающими крайностями, поводы к которым всегда будут готовы, и тогда словами и примерами прославляемую твердость христианского характера надлежало бы разрушить в самом ее основании.

Равным образом, ежели допустить, что обязанность быть откровенным зависит от возможности нравственного употребления истины; то все еще остается не решенным вопрос: есть ли ложь необходимая и благородная? Такою часто называли ту вынужденную ложь, которую считают обыкновенно необходимою по внутреннему убеждению разума и на которую смотрели как на необходимое следствие внешнего естественного принуждения, соединенного с великими бедствиями, или опасностями. Так Св. Афанасия преследовал в Египетских пустынях убийца и спрашивал об его имени. Афанасий обманывал его и тем спасал свою жизнь, потому что предать себя в руки врага, угрожающего смертию, как говорит он сам, значит быть собственным своим убийцею (opp. Ed. Colon, t. 1, р. 699.).

Нравоучители защищают подобные поступки примером повивальных еврейских бабок (2 Моис. I. 15 — 19), обманывавших фараона в убийстве: примером Мельколы, спасшей жизнь супруга своего Давида от преследования отца ее; обманом Ирода Волхвами, которых принудил он к тому справедливым подозрением.

Во-вторых никто, находившийся в таком положении, не чувствовал угрызения совести за сказанную им неправду, потому что в крайности нет заповедей, и в беде, и в трудностях нельзя придумать других средств помочь себе. Можно еще сказать, что всякой, принуждающий другого угрозами и физическим насилием говорить истину, теряет на нее свое право, и потому не должен жаловаться, когда его обманывают. Но вынужденную ложь в смысле сего слова, приведенном выше, можно допустить только в том единственно случае, когда кто-либо теряет всю свою самостоятельность, или от чрезмерной скорби, или от сильных ощущений страдания, как мученики.

Свобода действия, нравственность ее и вменение тогда только уничтожаются, когда естественная необходимость отнимает у человека и голос, и слово, и память. Но между прочими обстоятельствами должно заметить следующее:

1) Уже самое понятие вынужденной лжи есть противоречие; твердой воли никак нельзя принудить; а потому и ложь не может быть вынуждена. Никакое насилие и мучение не должны принудить благородного мужа изменить запечатленной клятвою тайне, или позволить языку его произнести ложное слово. Это предполагают даже разбойники и мучители, когда они хотят выведать от кого-либо тайну, или вынудить обещание; ибо, подозревая в какой-либо лжи, или измене попавшегося в их руки несчастного, они умерщвляют его, или лишают свободы.

2) Извинять так называемую вынужденную ложь можно, но уважать ее нельзя. Так можно извинить Генриха IV, короля французского, когда он, будучи королем Наваррским, поклялся принять Католическую веру; но уважение заслуживает в сем отношении один только принц Конде, которого не могли поколебать никакие угрозы убийц. Никто не обвиняет Гроция за бегство его из несправедливого заключения; но твердость супруги его, которая осталась в темнице, подвергая себя добровольно опасности, ставят выше его. Выше их обоих стоит Сократ, которому друзья его хотели подать помощь скрыться из темницы, но который между тем при всей неизбежности позорной смерти, недостойным считал обманывать судей своих. Самого даже упрямого Клита, который на вопрос Александра: кто ты? смело отвечал: «Я Клит и иду с царского пира», мы уважаем за то, что он не скрыл по робости своего имени. Итак, ежели геройский дух имеет столь высокую цену для истины, то напротив боязливость и малодушие в исповедании оной недостойны и презрительны.

3) Но ежели в некоторых случаях допустить принуждение природы, или, что все равно, силу искушения, посредством которого можно было бы оправдать отрицание истины: то каждый начал бы тотчас давать этой нужде больший объем и большую обширность, которые скоро должны бы сделать истину исключением. Утесняемый должник стал бы обещать плату, но с тем вместе извинять свою неустойчивость нуждою; преступник стал бы лгать и оправдывать свою ложь страхом наказания; свидетель стал бы давать ложные клятвы и ссылаться на опасность, угрожающую виновному его другу; покоренный и поклявшийся в покорности враг считал бы себя в праве коварно обратить оружие против победителя, поверившего его клятве. Нередко стали бы даже приходить в затруднение, говорить ли прямую и открытию истину, потому что с хитрою ложью всегда легче жить в свете. Итак, кто вынужденную ложь считает за добродетель, тот грешит против Бога, своей совести и всего человечества, ибо он расторгает с долгом истины тот союз, который облагораживает и ее и человека, и возвышает общее их достоинство. Если и можно в некоторых случаях почесть вынужденную ложь извинительною, или, смотря на нее особенно со стороны права, назвать позволительною; то никак нельзя назвать ее таким поступком, который бы одобряли приговор и глас совести.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 5 + 5 =
Подпись



Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, рок-музыка Александра де Гиза, маркетинговая стратегия, трудности подросткового возраста, англоязычный рок, маркетинг промышленного предприятия, совет психолога, рисунки Вячеслава Степанова, Плехановская академия,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100