Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

§11. Благородная ложь

В противоположность низкой, или обыкновенной лжи, которою гнушается каждый, может существовать еще ложь благородная, которую иногда ставят выше обязанности быть откровенным. Она может иметь место в таком случае, когда человек, прибегая к неправде с самоотвержением и собственною опасностью, может тем спасти другого от какого-нибудь великого бедствия, сохранить его честь и жизнь, даже из особенного к нему расположения взять на себя его вину и наказание. И таким образом пожертвовать ему самим собою.

Впрочем мы ниже увидим, что сии поступки не имеют определенного нравственного достоинства; с одной стороны они благородны, а с другой несправедливы; следовательно они обоюдны, и только по намерению похвальны, а в самом деле предосудительны и недостойны человека.

Низкою ложью обыкновенно называется та, в которой лжец имеет целью собственную выгоду, соединенную со вредом других. Благородною напротив называется такая ложь, которую говорит человек по великодушию и самоотвержению для блага других. В таких случаях обязанность к справедливости должна быть ограничена.

Ложь бывает благородною во первых в таком случае, когда кто-нибудь, посредством великодушной и решительной неправды, спасает невинного от какого-либо великого несчастья. Еще благороднее должна быть ложь в таком случае, когда кто-нибудь посредством ее, со вредом для самого себя, спасает честь другого.

Такое же, если еще не высшее, достоинство имеет ложь и тогда, когда человек посредством ее с опасностью для самого себя, спасаешь жизнь другому. Так еврейские повивальные бабки обманывали фараона, чтобы отвратить от себя преступление детоубийства, к которому он их принуждал; так Мельхола обманула отца своего Саула, дабы способствовать бегству своего супруга и тем спасти его; так в Париже народный депутат Аллют обманул неистовую толпу черни, которая хотела убить одного молодого человека, почитая его аристократом и тайным посланником Принцев.

«Граждане, - сказал депутат, - рассмотрите этого молодого человека точнее: я знаю, что он за несколько лет пред сим сошел с ума и приехал сюда лечиться.» Несчастный понял своего спасителя, принял на себя бессмысленную физиономию и был освобожден при всеобщих похвалах отважному депутату (Dampmartin, M?moires sur divers ev?nemens de la r?volution. Paris, 1825, t. I, p. 417, S.).

Наконец высшую степень благородства обнаруживает ложь в таком случае, когда кто жертвует собою для другого и, будучи сам невинен, принимает на себя вину его и наказание. Как в древней, так и в новой истории находится довольно примеров, что люди невинные и совсем не подозреваемые в преступлении, принимали на себя опасность и вину других; иногда, выдавая себя под именем другого, приписывали себе его поступок и своею смертью заглаживали чужое преступление.

При точнейшем исследовании мы найдем, что сии поступки, несмотря на свою блистательность с одной стороны, происходят из совершенно различных начал и посему имеют не одинаковое нравственное достоинство; следовательно на них никак нельзя основать определенного правила для ограничения обязанности говорить истину. Поступки повивальных бабок, Мельхолы и депутата Аллюта весьма благородны; они поступили бы неблагоразумно, если бы открытием истины усилили в Фараоне, Сауле и кровожадной черни жажду убийств, или еще способствовали бы несомненному совершению угрожавших преступлений. Итак, здесь действительно должно сделать некоторое ограничение обязанности к истине.

Напротив, совсем беззаконно говорить ложь для блага другого, будет ли она состоять в ложном свидетельстве за кого-нибудь, как поступало языческое правительство во время Дециева гонения, когда христиане, не хотевшие подвергнуться смертной казни, должны были доставлять свидетельства (libellatici) о своем участии в языческих жертвоприношениях (Moshemii, Commentarii de rebus Christianorum ante Constantinum M. p. 486, S.); или в подлоге лица и имени для избавления кого-нибудь от великой опасности: или даже в принятии на себя чьих-либо действий, или бездействия. Ибо иначе можно бы было для пользы другого красть, грабить, убивать, или, как сделала жена Акиндинова, отважиться на супружеский развод, дабы спасти супруга своего от его заимодавцев, врагов и судей.

Но всякое благодеяние, основанное на явной несправедливости к себе самим и другим, не есть собственно благодеяние и недостойно нас. Благородные несправедливости такого рода суть выродки, зачатие и рождение которых никогда не может быть одобрено законом нравственным, сколь бы ни велики были их природные преимущества.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.

Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, художники россии, руководителям предприятий малого бизнеса, психолог, рок-музыкант Alexandre de Guise, увеличение продаж, психотерапевт, Вячеслав Степанов, маркетинговые исследования в россии,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2018
Rambler's Top100