Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

Нравственное право о сокрытии истины

Во втором законе содержится следующее нравственное правило: мы обязаны тогда скрывать от другого истину, когда он, руководствуясь здравым разумом, совсем не может, или не должен ожидать ее. Он не может ожидать истины тогда, когда по расположению духа бывает неспособен принять ее.

Это может быть или от того, что по причине сильных возмущении в своем организме он лишился на время употребления своего разумного сознания, как это бывает с тем, кто находится в нетрезвом состоянии, или в сильном гневе; или от того, что он на чем-нибудь помешался (idea fixa) и сам не может отличать истины. Когда например кто в нетрезвом состоянии поссорится с другим и будет требовать от меня вверенного мне им оружия, то неблагоразумно уважать его требование, хотя оно и справедливо; потому что он в таком расположении духа видимо готовится во зло употребить свое оружие. Но безрассудно и даже опасно прямо отказать ему в его требовании; иначе он может дать только другое направление своей запальчивости и насилию; схватить его и связать насильно может быть неприлично, или даже невозможно.

Следовательно, человеку благонамеренному и рассудительному ничего больше не остается делать, как отклонить нетрезвого от его желания и, на основании всеобщего права попечительства, которое имеет над глупцом каждый разумный человек, под каким-нибудь благовидными предлогом дотоле не возвращать ему его оружия, пока он снова не придет в состояние управлять собою. Этот благовидный предлог предположительно, или сам в себе, будет явно неправдою; но на практике, или в отношении к расположению духа действующего лица, он будет единственным средством, которое, до вступления рассудка в свои права, может предохранить его от великого преступления. Еще с большею справедливостью должно сказать это о сумасшедших и бесноватых. Так как они, помешавшись на чем-нибудь, не могут свободно располагать своими мыслями и, ограничиваясь известным кругом неправильных представлений, не могут терпеть никакого противоречия: то с ними должно поступать благоразумно, снисходя к их состоянию.

Но здесь с успехом можно действовать только с помощью подобных, следовательно неверных и несправедливых мыслей, которые, как это доказывают многие примеры, при мудром выборе могут исправить самое помешательство ума и больной душе возвратить свободу и здоровье. Итак по свойству самого дела, нельзя сомневаться в том, что сообщение истины должно быть соразмеряемо с умственною удобоприемлемостью другого, так как сообщение дневного света с зрительного способностью глаза. Следовательно по разуму необходимо, а посему требуется и законом, совсем, или частно скрывать от другого истину, когда он, уклонившись от правильного состояния своего духа, не может ожидать ее, и только посредством временного закрытия его больного духовного ока может опять сделаться способным к созерцанию мысленного света. Но бывают такие случаи, в коих другой не должен ожидать истины, когда например мы имеем справедливую причину опасаться, чтобы он, узнав истину, не совершил какого-нибудь греха, или тяжкого преступления.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 9 + 5 =
Подпись



Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, гитарист-виртуоз, маркетинговый конвейер, психолог, рок-музыкант Alexandre de Guise, продвижение товара, психотерапевт, Вячеслав Степанов, MBA в Плехановской академии,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100