Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

Когда мы не обязаны быть откровенными

Когда поступки другого показывают нам, что он вполне владеет разумом и свободною волею, то мы не обязываемся иметь об нем попечение: но когда он явно решится на какое-нибудь безрассудное и пагубное предприятие, или когда по крайней мере с большею вероятностию можно подозревать его в том; то мы уже должны сомневаться в его здравомыслии. Если теперь, представляя в особенном виде обязанность, мы не можем отклонить его от сего намерения, то должны по крайней мере скрыть от него истинность фактов; ибо иначе, сообщив ее, мы сделались бы участниками в его преступлении. Таким образом, как мы сказали выше, справедливо обманывали Фараона еврейские повивальные бабки, чтобы удержать его от убийства детей; справедливо Мельхола объявила больным своего супруга, чтобы дать ему средство спастись от жестокости своего отца; благоразумно волхвы нарушили данное Ироду обещание сообщить ему точнейшие известия о Младенце Вифлеемском.

Строгие нравоучители, конечно будут утверждать что было бы гораздо лучше, если бы повивальные бабки совсем отказали Фараону в повиновении; если бы Мельхола вовсе не сообщала отцу своему известия о Давиде, и если бы волхвы в самом начале отклонили от себя, или решительно даже отказались исполнить гибельное поручение Ирода. И в самом деле, отважный и неустрашимый отказ в истине при таких обстоятельствах, даже среди больших угроз и опасностей, есть поступок геройский, заслуживающий уважение.

Так при Людовике XIV один Гугенот, по имени Сабатье, находясь на галерах в Дюнкирхен, пришел в затруднительное положение. Он роздал товарищам своего несчастия милостыню, которую неизвестные лица собрали для них в Женеве и, переслав через Марсель посредством Дюнкирхенского банкира, поручили ему. По строгости тогдашних законов и этот банкир должен бы был погибнуть, если бы галерный начальник узнал о его имени.

Сабатье, признавшись во всем другом, мужественно отказался объявить своему неистовому начальнику имя банкира и согласился лучше терпеть мучение, нежели открытием истины подать повод к постыдному преступлешю M?moires d`un protestant condamne aus galeres de France, ecrits par lui – meme. Rotterdam 1757 p.269 s.). Но здесь все дело было уже открыто; Сабатье ни под каким благовидным предлогом не мог сказать, что он не знает посредника Женевских пожертвований: следовательно ему оставалось только обратить или гнев правительства на невинного банкира, или ярость своего губернатора на себя; вот почему он с мужеством и неустрашимостию предпочел последнее.

В других обстоятельствах он или притворился бы в незнании, или употребил бы другую какую-нибудь хитрость, дабы отвратить преступление ослепленного начальника, угрожавшее бедою и ему и благодетелю несчастных; он с намерением солгал бы, потому что человек, обесславливающий себя несправедливостию требования и, в этом отношении, потерявший свое достоинство пред Богом и совестью, никак не долженствовал ожидать от него истины.

Итак мы не обязаны быть откровенными в следующих случаях:

1) Когда мы уверены, что эта откровенность будет пагубна или для того, кто в страсти ее требует, или для других. Клятва не может никого обязывать к несправедливости и преступлению: точно также истина не должна быть орудием ко греху, пороку и злодеянию.

2) Всеобщих истин веры и совести ни от кого не должно скрывать; даже и того, кто находится в заблуждении и ослеплении, посредством сих истин должно обращать к здравому суждению и его обязанности. Напротив истину частную, отдельную, состоящую в фактах, как например известие о беглеце, скрывающемся от своего раздраженного преследователя, не должно сообщать ослепленному уму гонителя, который тотчас употребит ее во зло и совершит преступное дело. Посему в неизбежных тесных обстоятельствах истинный факт можно заменить подложным, могущим воспрепятствовать исполнению предпринятого злого намерения.

Обманутый таким образом, пришедший в полный рассудок, сам останется за это благодарным; а в противном случае он будет иметь право обвинять неосторожно открывшего ему истину, как своего соблазнителя и соучастника в его преступлении;

3) Кто по малодушию, без всякого требования, неосторожно и безрассудно открыв другому истину, делает несчастным невинного, тот не может избегнуть справедливых упреков совести.

Он пред Богом и людьми не колеблясь должен признать своею обязанностью не только скрывать истину от людей находящихся не в здравом уме, безрассудных, или ослепленных и уже готовых к совершению злодеяния; но и сообщать им, только такие понятия, которые сообразны с расположением их духа и потому нравственно добры и спасительны.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 3 + 8 =
Подпись



Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, американский рок, бизнес-прогнозирование, психологическая помощь бесплатно, английский рок, семинары, психологическая помощь онлайн, художник Вячеслав Степанов, программы mba,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100