Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

§13. Ложь в собственном смысле

Совсем иначе должно судить о лжи в собственном значении, то есть как о вымысле, состоящем в свободном превращении мыслей и выдаваемом за истину, к чему могут служить поводом легкомыслие, суетность, хвастовство, пристрастие, своекорыстие, страх, или затруднительное положение.

Здесь опасение, чтобы истина не была употреблена во зло, не можешь служить извинением, потому что ложь, противная закону, оскорбляющая кого-нибудь, или служащая к пагубе, ложь низкая, бесстыдная, бывает непосредственным источником других худых поступков и прямо противоречит правилам нравственности. Первая ложь есть первый шаг к падению, так как с другой стороны правдивость, честность и неподдельность в мышлении и хотении служат твердыми основаниями добродетельного характера.

Одно опасение, дабы другие не поняли истины превратно, или не употребили ее во зло, не может дать нам права скрывать от них свои настоящие мысли, или выдавать им за истину то, чего мы не почитаем за истину; ибо если они находятся в здравом уме и свободно могут пользоваться своим рассудком: то злоупотребление свободою будет их вина, а не наша. Мы сообщили им истину с добрым намерением, только они сделали из нее худое применение. Противно разуму делать действительное зло в предотвращение возможного зла. Если сам Бог по своей мудрости допускает злоупотребление разума и свободы, то весьма безрассудно с нашей стороны хотеть воспрепятствовать оному ложными мыслями, или ложью предотвращать несправедливость.

Ложью мы называем намеренный вымысел, произвольно искажающий истину, когда другие ожидают и должны ожидать ее; следовательно здесь предполагается произвольное и умышленное превращение мыслей; мы говорим с людьми свободными, разумными, способными и готовыми к нравственно-доброму образу действования; наши мысли, суждения, мнения и советы бесспорно могут иметь влияние на образ их мыслей, на их добродетель, благополучие и несчастие. Если же мы можем иметь такое действие на других в нравственном мире, то всякая ложь без различая не только не извинительна, но вообще достойна презрения. Мы увидим это из следующего:

1) Самые источники лжи нечисты. От чего люди большею частию лжецы? Оттого, что они легкомысленно бросают слова свои на ветер; что по своему малодушию и ласкательству они хотят нравиться другим и снискать их благорасположение; что обманывают их, завлекают в свои сети и заставляют действовать сообразно с своими выгодами; что суетность и нравственное ничтожество покрывает густым мраком их собственную совесть; что они обманывают самих себя и тщеславятся небывалыми великими подвигами; что себе, или своим близким хотят доставить незаслуженное достоинство, или свои товары сбыть за чрезмерно высокую цену; что одну ложь хотят поддержать другою, или избавиться от угрожающей затруднительности, нужды и опасности. Привычка говорить неправду, проистекающая из самого обыкновенного эгоизма, уже по своему происхождению не достойна человека и заслуживает презрения.

2) Всякая ложь противна закону, или противоречит самой себе в своем правиле и сама себя уничтожает. Если признать позволительною умышленную неправду, то должно прекратить вовсе словесное сообщение с другими; в таком случае нельзя было бы ни с кем вступать в союз для достижения общественной цели, ни заключить с кем-либо договора, ни верить чьему-либо обещанию; тогда бы потеряло свою силу всякое письменное обязательство, всякое авторское сообщение истины, всякое религиозное поучение. В каждом человеке, изливающем пред Богом свою благоговейную молитву, мы видели бы только обманщика и ласкателя; клятва не связывала бы ни чьей Совести и человеческое общество разрушилось бы. Даже, что всего прискорбнее, каждый человек, расторгнув единство своего разумного сознания и признав позволительным противоречие с самим собою, потерял бы чувство своего достоинства и уважения к самому себе и, обремененный собственным стыдом и поношением, влачил бы жизнь, как обманчивый призрак духа и разума. Посему всякая ложь:

3) Оскорбительна для других, потому что они имеют неотъемлемое право знать все то, что должно случиться в нравственном мире, так как и то, что в нем случилось и ежедневно случается. Все, что должно случиться в нем, составляет обязанность для нас и для других, следовательно не может и не должно быть скрываемо от нас; потому что область разума бесконечна и обязанность одного человека всегда соразмерна обязанности другого, которая служит для него правилом и образцом. Начальство, не имеющее обязанностей, не может требовать никакой обязанности повиновения от своих подчиненных. Но так как всякое свободное действие других есть или хорошо, или худо: то оно находится с моим действием во взаимном отношении, и на мою свободу и добродетель имеет такое же влияние, какое имеют явления в физической природе, например, хорошая, или худая погода, на мое телесное здоровье. Как я имею право узнавать все естественные события на земле, если только тем самым не нарушаю свободы другого: так же точно имею право исследовать историю прошедшего и настоящего времени, только бы я не препятствовал свободе и нравственным целям других. Теперь, кто говорит мне ложь, все равно, будет ли это в публичных донесениях и бюллетенях, или в ложных известиях, газетных объявлениях, ежедневных разговорах и дружеских беседах, тот нарушает мое, если не внешнее, так внутреннее право на истину (Платон у Арриана dissertat. c. 28.) и рано или поздно будет изобличен в обмане. Сверх того, ложь:

4) Пагубна, потому что она переселяет человека из действительного мира в мечтательный и вымышленный, и воле его дает превратное направление. Относительно ложного учения и ложных начал это очевидно: ибо если бы кто-нибудь ложно сказал другому, что злые духи управляют миром; то должно бы было всего опасаться от этой неправды. К счастию противоядие сей сумасбродной мысли находится в самом разуме; потому что в нем есть идеи, а в них всеобщие начала истины, которые не допускают укорениться в человеке заблуждению. Но и вымышленные факты также довольно вредны, потому что люди принимают их на веру и будучи обмануты должны вместе с тем подвергаться опасности. Посему ложь также:

5) Презренна, даже в мнении тех людей, которые не так строго судят об истине. У древних писателей обесславлены за лживость Критяне, Фригийцы и Карфагеняне, рабы и бесчестные женщины. Тот же самый порок и ныне подает повод Бретонцу говорить о Гасконце, Турку о Греке и Армянине с большим презрением. Некогда у Французов и Немцев ничто не было так оскорбительно для чести, как обличить кого-нибудь во лжи (donner un dementi); потому что в этом упреке не без причины полагали унижение всего характера. В Новом Завете лицемерие Фарисеев потому представлено в столь презренном виде, что они были лжецы и говорили против своего убеждения. Сверх того:

6) Всем народам известно, что лжец бесстыден; ибо человек, еще чуждый этого порока, невольно от него краснеет и смело произносит ложь только тогда, когда уже благороднейшее чувство стыдливости в нем бывает подавлено и истреблено. Истина есть стихия нашего духа и умышленное искажение оной производить в сердце замешательство, робость и стыд. Человек чувствует во глубине своего духа, что ложь есть самоубийство души его. Посему не без причины назвали ее:

7) Началом всех грехов и пороков. Кто способен говорить ложь, тому легко сделаться обманщиком и вором; это нетрудно понять из тесного родства этих пороков. Также легко можно доказать и переход от лжи к соблазнению невинности, к запирательству, к измене другу и отечеству, к нарушению супружеской верности, к клятвопреступлению и многим подобным порокам. Посему образование человека в добродетели всегда должно начинать внушением ему обязанности быть правдивым; только непримиримый враг лжи и обмана может приобрести нравственное достоинство характера.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.

Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, Kirillss, маркетинговый конвейер, психологическая помощь, гитарист-виртуоз, планирование маркетинга, подростковый возраст, картины Вячеслава Степанова, обучение MBA,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2018
Rambler's Top100