Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

Сообщение истины при свободном обмене мыслей

Но если и вещественные благодеяния должны быть разделяемы с благоразумием, то тем более при сем сообщении умственных предметов должно обращать внимание на образ, каким они могут быть передаваемы другим, при свободном обмене мыслей. В сем случае необходимо должно поступать:

1) Без всякого самолюбия, дабы настойчивым и надменно-поучительным тоном не унизить, или не пристыдить другого. Учители и проповедники, ученые и писатели часто бывают подвержены сему искушению и оттого вошли в пословицу: они везде видят только детей, учеников и мирян, и даже среди друзей, или в кругу общества, говорят как с кафедры. А тем самым и других, хотя бы они в самом деле имели нужду в наставлении, подстрекают только к насмешкам, или противоречиям. Чем драгоценнее злато истины, тем больше мы обязаны иметь уважение к его высокому достоинству и давать оное нуждающимся, без подделки и без всякой примеси эгоизма. Посему также:

2) Должно быть уверенным в правильности своего суждения и своих познаний, дабы не сделаться учителем там, где еще самому должно учиться. Опасности самообольщения здесь очень велики. Иной воображает, что он прояснил для себя какую-нибудь новую идею, открыл новую истину, создал новую систему, область веры обогатил новым изъяснением Писания, или высшим откровением; а в самом деле он обманут собственным самолюбием, суемудрием и заблуждением. Потому, кто хочет учить других, тот прежде всего сам должен знать свое дело, или по крайней мере ограничиться только тем, в чем он сам несомненно твердо убежден. Не менее важно также приступать к делу:

3) С чистосердечием и откровенностью, не утаивая ничего, что другой может и должен знать. Кто говорит о предметах известных, или по крайней мере не превышающих обыкновенного ума, как о тайнах; кто сам ни к кому не имеет доверенности, а между тем требует ее от других, и сею-то именно скрытностью обнаруживает какое-нибудь тайное намерение, или пагубный план; тот, конечно имеет в виду не наставление других, а свою собственную выгоду. Гораздо лучше с угрюмым видом молчать, нежели полуоткровенностью искажать истину и сеять ее, как испортившееся семя, на чужой земле. Особенно друг истины:

4) Не должен быть корыстолюбивым в собственном значении слова. Отказ другим в утешительном слове, в добром совете касательно ни занятий, или в целебном пособии, показание которого для врача стоит только нескольких слов, всегда бывает признаком явной жестокости, или недостатка любви. Когда авторы писали только для просвещения и облагорожения человечества и для расширения круга наук; тогда их книги переходили к потомству и имена даже в поздних веках были произносимы с благодарностью и благоговением. А теперь, когда авторство сделалось ремеслом, сам автор — наемником, бессмертие писателей, так же, как и слава их учения, исчезают прежде их творений. Еще очень сомнительно, где больше совершенствуется наука, в недрах ли роскоши, или в безбедности, если не в скудости; по крайней мере неоспоримо то, что наука, дабы заслужить честь и славу, должна быть бескорыстна и благородна. Во всяком же случае устное наставление должно быть всегда соединено:

5) С мудрою предусмотрительностью. То, что называют с очевидностью явленной истиною, в сущности, есть не что иное, как высшее совершенство необходимого познания. Кто постиг истину, тот реальностью своих познаний достиг той творческой духовной жизни, которая повелевает природою, собственною волею и наконец умами других. Но как низко стоит Самоед в сравнении с обыкновенным Европейцем, а сей последний в сравнении с Кантом, Лейбницем, Ньютоном! Посему кто хочет наставлять других, тот должен строго сообразоваться с их образованием, дабы свет истины с надлежащей точки и в надлежащей силе доходил до их духовного ока. Наконец истины, коими хотят вооружаться против предрассудков и страстей человеческих:

6) Должно сообщать с кротостью, не теряя мужества от беспечности других и не огорчаясь их противоречием. Беспечность имеет свое основание в страстях людей и в их превратном образе мыслей. Но дух противоречия может быть также доказательством размышления и похвального сомнения, как упорства и самолюбия. Посему хотя не должно силою навязывать истину другим, но не должно ослабевать и в защите ее, не должно переставать сеять ее плодоносные семена в сердца своих братьев.

Кто не предубежден, тому сами собою представляются основания, обязывающие к тому человека. Все доброе можно сообщать; почему же мы станем скрывать истину, которая, как дневной свет, должна сиять для всех людей? Только посредством истины можно оказать помощь человечеству. Непросвещенные и грубые люди всегда поступают безнравственно: а люди образованные, хотя не всегда бывают добродетельны, но всегда могут быть таковыми. Без ясного познания предметов и без духовного образования нет ни семейственного, ни гражданского счастья. Необразованный и суеверный человек едва умеет пользоваться богатыми дарами природы; тем менее может он быть доволен ими и наслаждаться своею жизнью. Благороднейшие мудрецы древности были всегда учителями, которые, как например Сократ, Платон, Пифагор, Сенека, Антонин и другие, просвещали своих современников и старались возвысить их нравственное достоинство.

Цолликофера шесть проповедей. Warnung vor dem Missbranche der Wahrheit, в его Warnungen vor einigen herrschenden Fehlern unseres Zeitalters. Leipzig, 1788, стр. 209 сл.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 2 + 3 =
Подпись



Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, художник вячеслав степанов, маркетинговый конвейер, психологическая помощь, гитарист-виртуоз, увеличение продаж, подростковый возраст, картины Вячеслава Степанова, программы мва,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100