Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

§15. О терпимости в отношении к различным мнениям

Ежели наставление не имеет своего действия, то мы должны иметь терпимость, или снисхождение к безвредным мнениям в вероисповедании, как в отношении к целым обществам, так и к особенным лицам; но терпимость в сем последнем случае по своей природе бывает свободнее и беспристрастнее первой.

Противоречащие мнения о терпимости в жизни людей выражались крайностями: одни говорили, что всякая система безразлична, а другие, что одна только должна быть допущена и может быть полезна. Но истина заключается в средине. Здесь дело идет не о терпимости в отношении к истине, потому что она имеет право господствовать везде свободно и открыто; а также и не о терпимости в отношении к вредным для общества и нравов началам и учениям, которые везде должны быть искореняемы: но о снисхождении к тому, что другие с добрым намерением почитают за истину и что не может иметь вредных последствий; о снисхождении к различным мнениям и вероисповеданиям, не препятствующим благоденствию и просвещению сограждан; даже к безвредным предрассудкам, странностям и недостаткам, кои неразлучны с свободным развитием человеческого духа.

А к этой терпимости мы все призваны: потому что никто не имеет права полагать границы духу человеческому в его образовании; мы сами имеем право на это снисхождение и нужду в нем для себя самих в наших приближенных; никакое человеческое познание не может назваться совершенным; разнообразие мнений способствует образованию человеческого духа; каждый за свои понятия об истине должен ответствовать только Богу и своей совести; благоденствие государств и семейств возможно только под условием терпимости; самая христианская религия внушает нам терпимость учением и примерами.

Последнее правило разбираемого здесь нравственного закона, терпи инаковый образ мыслей и слабости других, ведет к добродетели, границы коей трудно определить, потому что она занимает средину между упорным своенравием и не признающим никакого закона индифферентизмом.

Терпимость есть снисходительность к особенным мнениям и к образу мыслей других, когда это может быть совместным с собственным нашим образованием и благоденствием. Ибо где находится упорство в защищении вредных заблуждений и решительно злой умысел, там никто не может быть терпим, но всякий должен быть предоставлен наказаниям правительства, или по крайней мере мщению его совести и жребия. Но терпимость есть или общественная, которая разделяется на политическую и религиозную; или частная, которая также бывает семейственная и личная.

Терпимость общественная есть дело правительств, кои в своих началах не всегда так свободно могут изменяться и действовать, как взятый в отдельности человек и гражданин; потому что существующие постановления и формы часто им предшествуют допустить чужие мнения. Фридрих Великий и Иосиф II оба имели терпимость в высшей степени, и однако же они не позволяли ультра-либералам своих государств принимать начала какого-нибудь Брута; напротив в Северо-Американских Штатах не позволяется и не может быть позволено словом и письмом распространять начала противные республиканскому их образу правления. Впрочем, поелику самые политические учреждения подлежат изменению, то и общественная терпимость зависит от разнообразных условий. По этой причине в Нравоучении касательно такого рода терпимости можно положить только общие начала и определения.

Напротив частная терпимость гораздо свободнее и неограниченнее. Протестанту никто не может препятствовать в свободном образовании его семейства (liberale Bildung), в доставлении членам оного книг, которыми гнушается суеверный, и в произвольном назначении часов молитвы, взять жену Католического, Реформатского, Униатского или другого исповедания, также вступать в дружественные связи с лицами другой религии.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 3 + 6 =
Подпись



Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, Kirillss, маркетинговая стратегия, психолог, рок-музыкант Alexandre de Guise, иванов маркетинг, психотерапевт, Вячеслав Степанов, обучение MBA,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100