Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

О терпимости в собственном смысле

Еще свободнее человек взятый в отдельности, по крайней мере относительно своих начал и правил; и так как сии правила касаются, или, по крайней мере в действительной жизни могут касаться не столько гражданских, сколько нравственных и религиозных отношений, то они должны быть выведены также из начала религиозного. В таком случае прежде всего представляется человеку следующий вопрос: прилично ли приписать терпимость Существу Верховному, или нет? — «Отец Небесный долготерпелив, многомилостив, попускает восходить своему солнцу над добрыми и злыми и каждому мнению позволяет распространяться, говорит свободно-мыслящий; посему и я не буду делать различия между заблуждающимся и православным, между почитателем истинного Бога и безбожником, но буду оставлять их в покое, если только они не будут вредить моей гражданской свободе.

Так говорят индифферентисты и ультра-либералы, которые хотят предоставить каждому полную свободу говорить, учить и писать, что ему угодно; язычникам, Иудеям и Туркам, какому-нибудь Карпокрасу и Манесу, Томасу Мюнцеру и Иоанну Лейденскому даруют ту же самую свободу и право в государстве и в Церкви, как христианам Евангелическим. Они думают, что долготерпение Божие, которое только щадит заблудшего и слабого, а не заблуждение и порок, оправдывает человеческое развращение и испорченность; или что заблуждение, неверие, суеверие и безумие уже сами в себе имеют безусловное право укореняться и распространяться между людьми! Политика, право формальное и право церковное без истины, долга и веры суть пустые слова.

Нет, говорят другие, Бог по Своей святой и нераздельной природе, есть существо, совершенно не терпящее заблуждений (Suite de Souvenirs par Madame Genlis, р. 357 s.); он хочет одной истины, одной веры, одной религии а посему все лжеучители, еретики и чародеи должны быть искоренены и уничтожены. Итак, безусловная терпимость, в государстве и Церкви, равно как в семейственной и общественной жизни, столько же гибельна, как и упорное ханжество, излишняя ревность в делах наук, политики, нравственности и религии.

Но рассуждая о терпимости в собственном смысле, мы не будем говорить здесь

1) о терпимости истины; ибо она имеет внутреннее, самим. Богом ей предоставленное, право повсюду являться свободною и непокровенною, право, которого может лишить ее одно только невежество, боязливость и несправедливость людей.

2) Равным образом и заблуждение само по себе никак не должно быть терпимо.

Посему правительство с такою же строгостью должно останавливать проповедание смертоубийства, мятежей и преграждать свободный ход общевредным и безнравственным сочинениям, с какою оно запрещает продажу вредных съестных припасов. Так в Афинах сожигали безбожные книги Протагора (Diogenus Laertius in vita Protagorae); в Риме апокрифические сочинения Нумы (Liv. ХL, 29 ), в Константинополе книги Ария (Socrates H. E. I. 9), в Иерусалиме и Антиохии сочинения Павла Самосатского.

3) Терпимость особенно имеет место относительно различных форм истины, как в области знаний, так равно в области веры; ибо наше знание есть знание несовершенное; мы никогда не постигаем истину совершенно и чисто, но всегда только в отрывках и притом с примесью наших собственных предубежденных взглядов. Нравственная система Стоиков и Эпикурейцев столь же противоположны одна другой, как система Канта и Эвдемонистов; при всем том ни одна из них не может почитаться совершенно истинною, ни совершенно ложною; но каждая рассматривает с особенной только стороны высочайшее благо, о котором рассуждается в их нравоучении. Итак, если какие-нибудь суждения не могут быть подозрительны, или опасны как для гражданских, так и для нравственных отношений; то они имеют право на снисхождение и должны быть терпимы.

4) Нельзя иногда не иметь снисхождения к странностям и особенностям характера, к предрассудкам и слабостям. Мы, как существа чуветвенно-духовные, живем в области совершенных противоположностей, так что даже и тогда, когда мы свободно стремимся к свету, нам всегда сопутствует какой-то мрак и туман. Посему всякий, кто хочет видеть около себя людей, должен почитать нас таковыми, каковы мы в самом деле, должен представлять нас со всею нашею духовною атмосферою.

Нет ни одного человека, который бы сам не имел нужды в снисхождении других и который бы каждый день не делал какой-либо ошибки, или не произнес ложного суждения. В семействах и в гражданском обществе, согласие, мир и благосостояние поддерживаются одною только уступчивостью. Терпение, сказал Фридрих Великий, есть нежная мать, заботящаяся о своих детях, воспитывающая и образующая их; напротив нетерпение есть фурия, разрушающая счастие семейств и целых государств. христианство есть религия любви, благорасположения и терпения; гнушающаяся всякою безумною неистовою ревностию и всяким господством над совестью.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 3 + 2 =
Подпись



Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, художник вячеслав степанов, школа маркетинга Леонида Иванова, трудности подросткового возраста, англоязычный рок, семинары, совет психолога, рисунки Вячеслава Степанова, программы мва,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100