Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

§19. О снисходительности и услужливости. Рост и лихва

Человек добрый не только оставляет неприкосновенным имущество ближнего, но заботится и о его выгодах, как при обмене с ним собственностью, так и при оказывании взаимных услуг. Он поступает таким образом частью по снисходительности в суждениях, требованиях и договорах, или по готовности смягчать свои строгие права в отношении к другим; частию по услужливости, или готовности бескорыстно помогать другим в их справедливых желании и нужде. К тому и другому обязываемся мы собственным требованием, чтобы другие к нам были также добры в подобных случаях; воспоминаем о добром расположении, которое другие нам оказывали, и любовью, которая всегда переносит и облегчает чуждое бремя.

Некоторые так далеко простерли обе сии обязанности в отношении к ссуде имущества, что отвергли всякого рода росты, и того, кто брал их, осуждали как лихоимца. По правилам нравственности заимодавец почитается лихоимцем только тогда, когда за употребление своего капитала берет рост, несообразный с обстоятельствами и которого обремененный должник не можешь заплатить. Определение справедливых процентов есть, уже знак доброжелательства, а половинная, или целая уступка их есть дар, который должно считать благодеянием.

Положительные обязанности в отношении к собственности других предписывают в продаже и обмене быть снисходительным и услужливым. Снисходительность есть наклонность всегда оказывать другим большую милость и доброжелательство, нежели как предписывают строгие законы Естественного Права. Снисходительность в суждениях бывает тогда, когда смотрим на ошибки другого в словах и поступках, не по строгости законов и стараемся уменьшить их заблуждения. Есть еще снисходительность в притязаниях на заслуженную честь и уважение, называемая скромностью. Выше этой добродетели стоит услужливость, или готовность по возможности помогать другим в их нуждах и потребностях. Мы делаемся услужливыми, тогда ссужаем другим нашу собственность, содействуя им в исполнении их обязанности, заботимся об исполнении их поручений, удовлетворяем их желаниям и помогаем нм советами и самым делом. Должно заметить, что поступки такого рода тогда будут добрыми, когда:

1) Они относятся к желаниям и нуждам другого, позволяемым и одобряемым нравственностью. Ибо помогать другим, когда они не имеют нужды в нашей помощи, или когда предприятия их безрассудны и противны нравственности, значило бы принимать преступное участие в их заблуждении. Также истинная услужливость не должна:

2) Противоречить никакой определенной обязанности. Я не решусь отнимать необходимой части имения у моих домашних, чтоб отдать ее какому-нибудь незнакомцу, и не сделаю упущения по моей должности для того, чтоб исполнить поручения моего приятеля.

3) Она не должна переходить в навязчивость, чтоб мы не сделались другим в тягость и не наскучили им излишним притязанием на доверенность. В том, на что мы не имеем права, — притязаниям, подвергающим нас часто презрению. Малые и большие услуги делаются важнее, когда они будут соединены с чувством приличия и вежливости. Потому услужливость также должна:

4) Быть чистою, и бескорыстною, чтоб она не сделалась низким обманом даяния и принятия, как у меновщиков, и не потеряла бы всей цены доброжелательства. Также оказывать с охотою услугу и помогать в трудных обстоятельствах незнакомым, бедным и людям низкого состояния есть наша обязанность и слава пред Богом.

При таких условиях обе сии добродетели достойны величайшей похвалы. Мы обязаны быть снисходительными, а) потому что сам Бог требования своего правосудия смягчает милосердием своим в отношении к нам; b) жизнь человеческая потеряла бы всю свою прелесть, когда бы каждый поступал с нами по всей строгости законов; с) мы сами желаем, чтобы другие поступали с нами кротко и снисходительно и таковые поступки всегда вознаграждаются похвалою, уважением и любовью. Столь же несомненно мы должны быть услужливыми; а) ибо к этому обязывают нас все потребности общественной жизни; b) мы сами, вступая в мир, необходимо требуем чужой помощи; с) эту помощь мы часто уже получали и вперед должны будем к ней прибегнуть, и d) наконец добровольные услуги и несение бремени других в этой жизни составляют одну из прекраснейших добродетелей.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 5 + 9 =
Подпись



Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, Kirillss, маркетинг, трудности подросткового возраста, англоязычный рок, скидка на краткосрочные семинары, совет психолога, рисунки Вячеслава Степанова, обучение MBA,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100