Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

§20. О благотворительности и милостыне

Услужливый человек есть друг благотворительности, или милосердия к бедным и страждущим, которым он для содержания их предлагает добровольные дары, называемые в тесном смысле милостынею. Сама добродетель, рассматриваемая сама по себе, есть поступок происходящей от благотворительности вообще, а в отношении к обществу она есть долг справедливости. Ибо всякое общество обязано заботиться о всех бедных членах. Источником сей добродетели не должно быть только сострадание, или честолюбие, но уважение и любовь к человечеству и благодарность к Богу, который дал нам средство помогать нашим страждущим собратьям.

В делах благотворительности должно обращать внимание на состояние своего имущества, в некоторых особенных случаях на повод к благотворительности, на соблюдение постановлений, споспешествующих к достижениям благотворительных целей и на личную свою щедрость. Во всяком случае благотворительность, хотя не возвышается до героической, святой добродетели, но будучи нередко соединена с пожертвованиями, достойна уважения; и всякий, кто имеет даже умеренное состояние, обязан быть благотворительным, ибо через это наши имущества особенно приобретают свою истинную цену; уделение их другим радует как их, так и нас самих; Сам Бог есть величайший Благотворитель, и верно вознаграждает того, кто Ему уподобляется.

Третье место в ряду рассматриваемых нами добродетелей занимает благотворительность, или доброхотное вспомоществование бедным и страждущим, которые, будучи угнетаемы или старостью, или болезнью, или каким-либо несчастием, при недостатке или совершенной потере своего имущества, требуют нашей помощи.

Пособия, делаемые для таковой цели, разделяются на дары, или даяния, предлагаемые преимущественно с чувством уважения, и на милостыни, подаваемые с чувством сострадания и милосердия. Эту добродетель с одной стороны можно рассматривать, по свойству ее, как обязанность любви, которую мы должны исполнять в отношении к людям, не находящимся с нами ни в родственных связях, ни в тесных гражданских отношениях; с другой стороны она представляется обязанностью права, по крайней мере в некоторой степени, поскольку мы должны доставлять необходимые потребности жизни родственникам, либо старикам, изувеченным, престарелым служителям и бедным членам своего общества. В этом отношении всякий владеющий собственностью по справедливости обязан подавать милостыню, возможную по его состоянию.

1) Право человека жить и нравственно образоваться в назначенном для него круге необходимо соединено с правом получать необходимое для потребностей жизни — даже тогда, когда бы он не был в состоянии приобрести оного своим трудом.

2) Договоры касательно частной собственности должны иметь силу под условием, если они не отнимают необходимых потребностей у тех из наших сочленов, которые не по своей вине сделались бедными (Michaelis Moral. B. II, S. 123 ff.).

Равным образом имущество каждого члена в обществе ограждено законами с тем условием, чтобы он делал возможные пособия для содержания бедных.

3) Если государство отказывает бедным в этом попечении, как в Китае и Неаполе: то они, подобно лазарони, разбойникам и грабителям, будут возмущать общественную безопасность и вооружаться против общественного благосостояния под предлогом крайней обороны, которой нельзя отклонить безусловно.

Смотря с этой точки зрения, нельзя не оправдать принудительной милостыни, или налогов в пользу бедных. Впрочем кажется благоразумнее было бы принуждать законами только жестоких и немилосердных сограждан. Ибо никого в государстве не должно лишать случая совершить дело благотворительности и любви к человечеству. При том же добровольные пожертвования бывают значительнее, нежели сколько могут принесши налоги. христианская Церковь издавна оказывала столь великие услуги призрению бедных, что учители и представители ее, умеющие располагать щедростью своих сограждан посредством внутренних побуждений, могут быть только по слепому самолюбию и с явным вредом для доброго дела исключены из участия в общественном попечении о бедных.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.

Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, Kirillss, мастер-класс, трудности подросткового возраста, англоязычный рок, семинары, совет психолога, рисунки Вячеслава Степанова, обучение MBA,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2018
Rambler's Top100