Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

Источники истинной благотворительности

Говоря об источниках истинной благотворительности:

1) Мы не можем умолчать о сострадании, как возбуждении сочувствия при виде бедности другого. Но оно есть только первоначальное движение воли к принятию участия в пособии другому; ибо оно зависит только от чувствительности и темперамента, препятствует беспристрастному сведению о достоинствах и нужде бедного, побуждает лишь к мгновенному оказанию милости, а не к постоянному вспомоществованию бедным и производит в душе одно легкое движение, не возбуждая братской любви.

2) Честолюбивый даятель милостыни воспринимает мзду свою; он пожинает, что сеял, т. е. слывет другом человечества. Он готов бы был раздавать удары, если б они могли доставить ему подобную славу.

3) По крайней мере то милосердие не будет бескорыстным, которое мы будем оказывать только для того, чтоб одолжить людей, или получишь мздовоздаяние от Бога.

4) Тогда только наше милосердие получает нравственное достоинство, когда побуждением к нему бывает уважение к страждущему собрату, искреннее доброжелательство и благодарная любовь к Богу, общему нашему Отцу.

Способ оказывать благотворительность в жизни, или экономия благотворительности зависит от благоразумия каждого, а не от науки об обязанностях. Впрочем, здесь естественно требуется чтобы:

1) Мы прежде всего соображались с количеством своего имущества. Кто сам не имеет собственности, или не удовлетворил своим домашним потребностям: тот несправедливо поступит, если будет оказывать свою щедрость к бедным на счет своих домашних, или заимодавцев. Но из того, что имеем уже, по естественному доброжелательству, мы должны уделять некоторую часть бедным и неимущим, хотя бы это было соединено с ограничением собственных издержек. На сие-то милосердие нисходит небесное благословение, которое спокойного наблюдателя побуждает к важным размышлениям.

2) Нужно также смотреть на время и обстоятельства. Когда война, мор, голод, суровость погоды, заразительные болезни увеличивают число страждущих; тогда обыкновенная любовь к человечеству должна обратиться в братскую, и всякий из последнего должен с доброжелательством жертвовать для общего блага.

3) При этом надобно добросовестно полагаться на тех, кто обязан заниматься раздачею общественной милостыни. Стыдливые, бедные, униженные сограждане, бедные семейства, слепые, глухонемые, подверженные припадкам, обманутые и обольщенные, юноши не получившие никакого образования, и другие несчастные — достойны того, чтоб благородные друзья человечества приняли особенное участие в попечении об них. К сожалению, в сих частых учреждениях много происходит непристойного и беспорядочного от ханжества, чрезмерных многосторонних действий, от своекорыстия и честолюбия.

4) Потому благоразумнее будет в этом деле предоставить многое благотворительности каждого частного лица. Пусть каждый сам помогает бедным и неимущим, которые принадлежат к семейному его кругу, чтобы тем удобнее он мог замечать успехи своей благотворительности и помогать несчастным не только временным подаянием, но вместе советами, ободрением и утешением.

Важнейшие основания обязанности к сим поступкам представляются сами собою; ибо:

1) Внешние блага получают свою цену единственно от мудрого и человеколюбивого употребления оных.

2) Благотворительность составляет услаждающую добродетель, которая приобретает нам не только любовь и честь от людей, но и благородное взаимное удовольствие.

3) Сам Бог есть Премилосердое и Преблагое Существо, которому мы всем обязаны и которому уподобиться можем только посредством надлежащего употребления и сообщения его даров.

4) В его царстве не погибает ни одно благодеяние, но вознаграждается щедро и милостиво.

T. L. Vives de subventione pauperum libri II ed. Basil. 1555. p. 890. ff.

Bahrdis Sistem de moralishen Religion. B. II. Riga, 1792. S. 127. ff.

Necker de la charit?, в его Cours de la moralit? r?ligieuse. Paris, 1800. t. I, p. 127 ff.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.

Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, американский рок, Плехановская академия, психолог, рок-музыкант Alexandre de Guise, руководителям предприятий, психотерапевт, Вячеслав Степанов, программы mba,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2018
Rambler's Top100