Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

§21. О высокомерии, грубости, злоречии и клевете

Если хотим не оскорблять чести другого, то мы должны удерживаться от высокомерия, или от презрения и унижения другого и от суетного тщеславия; должны остерегаться грубости, или неуважения к другим в телодвижениях, словах и поступках; злоречия, или страсти расславлять о чужих пороках и преступлениях, и наконец клеветы, или тайного помрачения славы другого.

Все сии поступки недостойны человека: высокомерие, как суетное присвоение себе не надлежащего, препятствует истинному усовершенствованию и ведет к различным оскорблениям; грубость есть плод слепого эгоизма и сопровождается гибельнейшими раздорами; злоречие показывает недостаток самопознания и отсутствие любви, и порождает жалкую вражду; а клевета есть плод лжи, трусости и ненависти к людям и может обитать только в развращенном сердце.

Беспрепятственное пользование своею собственностью не может доставить человеку счастья, коль скоро честь его беспрестанно оскорбляется. Оскорбление же чести в общественной жизни бывает многоразличным образом. Первое посягательство на честь других мы делаем своим высокомерием, или наглым обнаружением своего превосходства, унижая и презирая других. Она основывается

1) на высокочувствии, которое само по себе не только не предосудительно, но составляет еще необходимую потребность благородного духа; поскольку, не сознавая и не чувствуя в себе нравственного достоинства дарованного нам Богом, мы не сможем произрастить никакой добродетели. Но при сем позволенном самочувствии высокомерный не останавливается;

он 2) наглым образом возвышается, т.е. по одной непреодолимой прихоти воли, руководствующейся в сем случае не истинным самоуважением, но пустою о себе мечтательностью. С гордостью всегда уже соединена мечтательность о себе, а с нею начинается искажение благородного человеческого сердца; мечтающий о себе всегда выше надлежащего ценит то, что имеет. Если он слишком высоко ценит свой наружный вид, то его высокомерие рождает тщеславие и спесь; если он слишком занят своим происхождением, то происходит напыщенность; если высоко ценит свой ум и талант, то в нем пробуждается гордость авторская, художническая и ученая; если преувеличивает свою действительную заслугу, то в нем является хвастовство, самохвальство. Неминуемое следствие такой мечтательности есть

3) унижение других своими взглядами, словами и делами. От гордости один только шаг до грубости, или непристойного выражения презрения к другим телодвижениями, словами и поступками. Нередко одними минами и телодвижениями выражается грубость оскорбительная.

Одна тонкая наблюдательница общественного приличия следующим образом описала грубого придворного (impertinent de la cour) пред Французскою революцией: «Он отличается не живостью, а каким-то ко всему хладнокровием. В нем видишь совершенное спокойствие беззаботного и в то же время совершенно притворную рассеянность презирающего. Все в нем не нравится нам; однако ж нельзя указать, что именно в нем дурно. Он и презирает не просто грубо (avec brusquerie), а с какою-то холодною учтивостью. Нет ничего оскорбительного в его ответах, разговорах или поступках; но он оскорбляет вас в высочайшей степени своею бесчувственностью, смехом, молчанием и всем выражением своего лица. Он несносен; однако ж ни в чем нельзя на него пожаловаться.» (M?moires de Mad. de Genlis, Paris, 1825, t.VIII. p. 3, sq.). Якобинскую и Санкюлотскую грубость в словах и поступках Французская революция распространила и в прочих Европейских государствах. «И теперь в некоторых классах и в особенности между молодыми людьми, — говорит Гёте, — видны следы революционной невежливости, которую может истребить одно только продолжительное нравственное образование. Везде встречаешь людей с усами и очками, поставляющих честь в том, чтоб никому не кланяться, никакому проходящему не уступать дороги, без всяких церемоний занимать в обществе ближайшее место, кричать, смеяться во весь голос, во все вмешиваться и одним говорить. Нежные чувствования, составляющие не только прелесть, но отличительную черту и нравственное достоинство общественной жизни, начали исчезать, и наши современники угрожают скорым переходом от испорченности к варварству.» (G?t?s Leben von D?ring. Weimar, 1828. p. 294, sqq.)

Впрочем с давних времен представлялись случаи, в которых можно было замечать троякую грубость: невежественную, полуобразованную и образованную. Невежественная, или глупая грубость есть плод привычки и худого воспитания; в подобной грубости находящийся человек, хотя не знает никаких приличий, по крайней мере может иметь доброе и честное сердце.

Грубость полуобразованных нарушает уважение к другим, если не положительно, то по крайней мере отрицательно, отдавая другим полупочтение с холодностью и небрежением. Наконец образованная грубость умеет облекать себя в самое тонкое приличие и при всем том выражать самое жестокое презрение. Грубость легко ведет к злоречию, или к страсти несправедливо и оскорбительным образом упрекать другого в его недостатках и проступках. Презрение всех сих поступков есть клевета, или тайное злословие и подрыв чужой чести.

Безнравственность и низость сих поступков видна из следующих положений:

1) Гордость помрачает нравственный горизонт человека, препятствует ему улучшаться и облагораживаться, ведет его к недоброжелательству и несправедливости, и несовместна со смирением и благоговением пред Богом.

2) Грубость доказывает в человеке недостаток образования чувства и рассудка, грубый эгоизм, отсутствие любви и презрение нравственного достоинства как в других, так и в самом себе.

3) Злоречивость есть признак слабого, легко раздражающегося, не управляющего самим собою, скоро оскорбляющегося и взаимно оскорбляющего сердца, которое неблагоразумными словами нередко возбуждает сильную вражду и доводит до обидной мести.

4) Клевета есть похищение чужой чести; она показываешь тайное сознание собственного недостоинства, желающего и других унизить до такой же степени; она есть смешение трусости с лживостью, низостью, коварством и враждолюбием.

Von dem Einflusse der Religion auf die wahre Feinheit der Siften, в Богословских уроках Аммона, преподаваемых в духе Иисуса Христа. G?ttingen, 1806, B II, p.203 sq.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 8 + 2 =
Подпись



Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, американский рок, продвижение услуг, психологическая помощь, гитарист-виртуоз, увеличение продаж, подростковый возраст, картины Вячеслава Степанова, программы mba,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100