Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

§2. Человеколюбие и человеконенавидение

Любовь к людям должна быть бескорыстною, мудрою, религиозною и постоянною; этими качествами измеряется достоинство человеколюбия. Этих качеств требует истинная нравственность и Божественное мироправление. В противоположности с этою всеобщего добродетелью находится человеконенавидение, которое должно отличать от удаления от света и отвращения к людям; оно скоро превращается в злобу ко всему роду человеческому.

Теперь весьма легко доказать, какие существенные свойства требуются для истинной любви к ближнему. Она должна быть:

1) Бескорыстною, или должна проистекать из чистого, доброжелательного духа. Как самостоятельность разума в стремлении к истине не может быть объяснена никаким высшим законом; так и желание добра и склонность уделять его другим не подлежит никакому дальнейшему объяснению; оно есть естественная доброта сердца, на которой основывается благородство человека. Из этого свободного и самостоятельного доброжелательства, которое само для себя служит высшим правилом, должна проистекать истинная любовь к ближним, а не из случайных видов и расчетов старающихся выказать себя в благотворительности; ибо в таком только случае любовь наша будет бесконечна, как идеал, всеобща, как любовь Самарянина, (Лук. Х. ЗЗ. ff.) и чиста, как братская любовь благочестивого христианина (Рим. XII. 10). Любовь к ближнему должна быть также:

2) Благоразумною, или она должна быть направлена к истинному благу других. Тот не друг человечества, кто голодному дает совет вместо хлеба, или наоборот. Истинный друг человечества должен стараться оказать несчастному решительную помощь, должен уничтожить его бедствие в самом источнике, и если он этого сделать не может, то по крайней мере он будет такую оказывать помощь, которая может принести существенную пользу. Истинная любовь к ближнему должна быть также

3) Религиозною, т. е. она должна быть основана на благородной любви к Богу. Бог есть наш общий отец; посему мы все братья и члены великого семейства. Итак в благоговении любви и благодарности к Богу, любовь к ближним имеет свое твердое основание и незыблемую опору. Невозможно почитать Бога и отца своего и вместе с тем не помогать брату, которого Бог хочет видеть совершенным и счастливым. Наконец благородная любовь к ближнему должна быть

4) Постоянна, т. е. она не должна ослабевать ни от тяжести, которую мы чувствуем, оказывая благодеяние и услуги, ни от благодарности. Ибо как глупость и непостоянство людей не могут уменьшить во мне благоразумия и добродетели; так точно их несовершенство не можешь воспрепятствовать мне стараться о их добродетели. Даже врагам мы должны благодетельствовать, не для того, чтобы их пристыдить, но чтобы тронуть их, разрушить их ослепление, размягчить их загрубелое сердце и направить опять на путь, сообразный с их назначением.

Основание, почему мы должны признавать обязанностью вышеописанный нами образ действования, заключается отчасти в свойстве самой нравственной доброты, которая, подобно живительной теплоте света, расширяет сердце и делает его склонным к сообщению другим всего доброго, тогда как напротив самолюбие, судорожно сжимая сердце, как бы замыкает его для всякого соучастия; отчасти в неизмеримой глубине любви Божьей, по коей Творец осыпает нас своими благодеяниями, из одной благости призывает нас к себе и возбуждает в нашем сердце живительную силу любви.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.

Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, Kirillss, руководителям предприятий малого бизнеса, психолог, рок-музыкант Alexandre de Guise, иванов маркетинг, психотерапевт, Вячеслав Степанов, обучение MBA,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2018
Rambler's Top100