Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

О нравственной силе истинной вежливости

Гораздо лучше сказать, что вежливость в обращении с другими имеет неоспоримо нравственную силу и значение, поскольку она через условное, наружное соблюдение уважения и благосклонности к другим, неприметным образом ведет к действительному приобретению сих совершенств, или по крайней мере препятствует обнаруживаться грубости и эгоизму.

Следовательно истинная вежливость состоит в том, чтоб мы:

1) старались из обхождения нашего с другими совершенно устранить все неприятное и противное как для взоров и ощущений их, так и для их образа мыслей и воспоминаний. Первому нас учит подражание, люди и общепринятое приличие; для достижения второго требуется размышление, тонкость ума и чувства. К сему должно присоединиться:

2) пристойное выражение уважения к другим телодвижениями, словами и поступками, — выражение свободное и естественное, но ни в каком случае не выходящее за пределы должной учтивости; однако ж и не такое, которое бы своею чрезмерностью могло возбудить подозрение либо в ласкательстве и насмешке, - либо в самозабвении. Истинно хороший тон может существовать только между образованными, добрыми и благородными людьми. В тесной связи с вежливостью находится еще

3) готовность услуживать другим и, пристойным изъявлением своего благорасположения снискивать их благосклонность. Впрочем все это должно делать без навязчивости и нахальства; чтобы тем не стеснить свободы другого и не оскорбить в нем чувства чести. И при услужливости требуется правильная мира и тонкость чувства, которая везде соединяет благоразумие и образованность с благородною обходительностью. Первый знак учтивости составляют приветствия, которыми преимущественно заповедал Моисей встречать высших и старших (3 Моис. XIX, 32).

Учтивость предуготовляет нас к гораздо важнейшей добродетели — попечению о чести ближнего. Оно состоит в том, чтобы мы:

1) не только не находили никакого удовольствия разбирать недостатки других и разглашать об них; но, помня собственную свою слабость, отвращались от них, проходили их молчанием и предавали забвению. Эта заботливость готова также

2) всегда защищать невинность от клеветы и злословия, отражать клеветников, подавлять пустые и из злости рассеваемые слухи и подрываемую заслугу поддержать в ее уважении и достоинстве.

3) Друг человечества, даже при справедливом порицании безнравственных поступков, всегда будет отделять преступление от лица преступившего; не упустит из вида обстоятельств, уменьшающих его виновность, и в каждом случае будет остерегаться от невыгодных суждений о целом характере человека. Вместо того он

4) охотно будет отдавать честь и справедливость добродетелям и заслугам другого; не будет чернить и уменьшать их, или чувствовать себя обиженным в своих притязаниях через их блистательное обнаружение; но поставит себе за честь встречать каждого достойного и благородного человека справедливою ободрительною похвалою.

К скромности обязывает нас уверенность, что наше несовершенство не позволяет нам слишком много надеяться на самих себя: что всегда полезнее, благоразумнее и лучше от чего нибудь отказаться из своих прав, нежели распространять далее надлежащего требования их, и что того охотно уважают, кто в своих притязаниях ненастойчив и нетороплив.

К вежливости побуждает нас представление, что и мы желаем, чтобы с нами обходились другие с уважением и благосклонностью; что всегда хорошо находиться между людьми истинно образованными и благонравными, а неприятно быть между грубыми и невеждами; что истинная учтивость не только прославляет фамилию в целые народы, но и ведет их к высшим добродетелям.

Чтобы почувствовать необходимость заботиться о чести других, стоит только вспомнить, что и мы имеем нужду в снисхождении наших друзей; что разглашение чужого поношения и стыда только огорчает и уязвляет, а не исправляет; и что мы тогда только обнаруживаем истинную доброту сердца, когда поступаем с ближними нашими справедливо и снисходительно.

Бутервека Gottingisches Museun. B. I, p. 145, sq., рассуждение о скромности.

Лефлера Predigten, Iena, 1979. Th. II, p. 65, sq. Цолликофера Grunde gegen die Eitelken, в его проповедях о достоинстве человека. Leipzig, 1784. B. II. p. 433 sq.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.

Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, гитарист-виртуоз, увеличение объема продаж, психолог, рок-музыкант Alexandre de Guise, краткосрочные семинары по маркетингу, психотерапевт, Вячеслав Степанов, MBA в Плехановской академии,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2018
Rambler's Top100