Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

§ 23. О зависти, враждолюбии и страсти к тяжбам

Напоследок мы не должны также препятствовать другим в тишине наслаждаться жизнью. Мы уже мешаем им в этом, как скоро обладает нами зависть, или негодование на благополучие другого, рождающееся из опасения, чтобы наше собственное благополучие оттого сколько-нибудь не пострадало, — чувствование столько же низкое, как безрассудное и не имеющее цели.

Еще менее мы должны позволять себе враждолюбие, или преследование противника до тех пор, доколе он не перестанет мешать нашим видам и планам, поскольку ненавистью не только любовь подавляется, но и семейственное спокойствие и собственное благополучие нарушаются и расстраиваются. Менее всего мы должны нарушать спокойствие других спорами, тяжбами, или склонностью не только отыскивать заблуждения других, но и употреблять непременно силу закона и насилие для подтверждения своих требований.

Сколь ни необходимо иногда бывает прибегать для защищения своих прав к покровительству закона; но путь полюбовных сделок во всяком случае предпочтительнее, и всегда первоначально к нему надобно обращаться. Только слабый и малодушный могут завидовать другим; только жестокосердый и злой могут ненавидеть и желать мести и удовлетворения; только глупый может желать тяжбами вытребовать то, что он может гораздо вернее и скорее получить без ссоры посредством мировых сделок.

Последний класс обязанностей к ближнему начинается обязанностью не огорчать жизни других. По отношению ко внутреннему расположению мы без сомнения огорчаем жизнь других завистью, или досадою на их благосостояние, от которого мы опасаемся понести какой-нибудь ущерб в нашем собственном. Гораздо далее простирается недоброжелательность, или просто досада на чужое счастье, не соединенная с сим опасением.

Всеобщее наблюдение показывает, что ни мертвым, ни отдаленным не завидуют; но вся досада, вся зависть тайно изливается на наших ближних и сослуживцев, которым счастье более благоприятствует, нежели нам. Потому-то зависть и называется плодом своекорыстного самолюбия, которое всего приятного желает только себе самому: следствием несправедливого внутреннего расположения, которое нисколько не уважает достоинства другого: доказательством тайной неприязни, охотнее желающей разрушать и малое счастье ближнего, нежели споспешествовать его возрастанию. Во всяком случае она есть мучительный порок, не столько причиняющий вред тому, кому завидуют, сколько мучений самому завистнику, которого заставляет прибегать к самым глупым мерам, чтоб достигнуть цели недоброжелательства и исторгнуть у другого счастье.

Хотя некоторые и представляют, будто предметом их зависти было не столько внешнее счастье друзей их, сколько их достоинство, добродетель, ум и талант; однако ж сомнительно, справедливо ли и чистосердечно ли их признание; поскольку соревноваться с другими в духовных и нравственных достоинствах совершенно от нас зависит; а завистливый, кажется, просто желает достигнуть кратчайшим путем того счастья, которое к неудовольствию своему видит в руках других. От зависти близок переход к вражде, или жестокому гонению своего врага до совершенного его уничижения и укрощения. Иногда человек может быть нам неприятен и противен, не возбуждая между тем в нас к себе ненависти.

Но как скоро он касается нашего круга действования, противоречит нашим суждениям и старается воспрепятствовать нашим желаниям, нашим планам и намерениям; то мы считаем себя обиженными, желаем защититься от наносимой нам несправедливости, или отвратить ее; наконец почитаем себя в праве воздать равным за причиненное нам оскорбление и готовы мстить своему неприятелю. Наклонность к мести называется мстительностию. И так как эта страсть, ища себе удовлетворения, не знает никаких границ; то она редко ограничивается усмирением и обезоружением врага, а прекращается только после совершенной его погибели.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.

Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, рок-музыка Александра де Гиза, мастер-класс, трудности подросткового возраста, англоязычный рок, эффективная реклама, совет психолога, рисунки Вячеслава Степанова, Плехановская академия,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2018
Rambler's Top100