Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

О вражде и о страсти к тяжбам

Вражда бывает прямая, открытая и частная, когда без всяких предварительных известий и без всяких околичностей один объявляет себя врагом другого. Такова вражда людей вспыльчивых, оканчивающаяся тотчас после своего обнаружения и нередко, после первого примирения врагов, превращающаяся в продолжительную дружбу.

Так же вражда бывает холодная и спокойная, когда мы, в обращении с ненавидимым нами человеком, хотя не отказываем ему в обычном почтении, но втайне постоянно стараемся его низвергнуть и приготовить ему совершенную гибель.

Есть еще вражда вероломная, когда под видом дружбы стараемся подорвать благоденствие своего врага. Наконец есть вражда смертельная, когда мы в продолжение многих лет питаем ненависть к своему неприятелю и не перестаем преследовать его дотоле, пока совершенно не расстроим и не уничтожим его счастья; такова была вражда Антония против Цицерона. В тесной связи с враждою находится страсть к спорам, как при разговорах, так в сочинениях и гражданских тяжбах.

В первом случае она состоит в излишней живости и настойчивости, с каковою стараемся противопоставить свое мнение мнению другого и защитить его, не щадя даже личности своего соперника. У эгоистов, которые, при своем одностороннем и ограниченном образовании, думают, что их мнение всегда справедливо, часто спор за мнение превращается сперва в легкую брань, потом в явное ругательство, наконец в жестокую вражду. Страсть к спорам в сочинениях, или искаженная полемика, принадлежит авторам, адвокатам, либеллистам и сочинителям пасквилей, которые, споря за мнения и мысли, простираются на самую личность своих врагов, оскорбляя их, позоря и лишая совершенно чести. Наконец страсть к тяжбам, или страсть судиться, есть господствующая наклонность заводить судебные споры, или страсть доказывать законность мнения, или права, приговором суда.

Не должно удивляться, что некоторые из древних христианских нравоучителей почитали эту страсть до такой степени ненавистною, что отвергали позволительность для христианина всех тяжб без разбора, почитая их совершенно несовместными с христианскою любовью. Они основывались частию на некоторых местах Священного Писания, полагая, будто им запрещено искать защиты у гражданского закона; частию на том опыте, что нередко скорее и более можно получить выгоды от вредного мира, нежели от законного удовлетворения в суде; частию на том, что с судебными тяжбами почти всегда неразрывно соединено взаимное ожесточение тяжущихся. Но все сии причины ничего не доказывают. Заимодавцу позволительно искать своего права; ибо иначе собственность оставалась бы без законной защиты в гражданских обществах и следственно обратилась бы в пустое слово: но ему предписывается снисхождение к должнику.

Разум говорит каждому, что должно пользоваться своими правами и защищать самою жизнь, честь и собственность, и самая власть поставлена Богом для того, чтобы чинить суд и расправу, для обуздания страстей человеческих и для предотвращения всякого насилия. Иначе, при сильном распространении страстей, дерзость и обида, остающаяся без наказания, усиливали бы только несправедливость и побуждали бы людей еще к большему своеволию.

Поддавшись с робостью первой обиде, можно подать повод к нанесений себе другой (veterem ferendo injuriam, invitas novam. Publius apud Gellium. N. t. I. XVII, c. 14). Для квакеров, меннонитов и других сект; не знающих того, что человек, по назначению природы должен жить в гражданском обществе, дабы получить в нем нравственное и религиозное образование, и избравших, вместо гражданской, некоторого рода отшельническую жизнь, легко отказаться от всех споров и тяжб судебных и запрещать их другим. Но этого правила, при всей его благовидности и благородстве происхождения, нельзя безусловно применить к гражданской жизни; потому что гражданские общества не могут существовать без поддержания их силою. Поддерживание же законов силою было бы безнравственно, если бы прибежище к ним запрещалось нравственностью. Итак, нравоучение не может безусловно отвергнуть решения споров судебными приговорами и правом. Само собою разумеется, что честный человек не прибегнет к принудительным мерам подобного рода, не употребив наперед все другие, кроткие средства для достижения своей законной цели, и этого требует от нас нравоучение. См. Melanchtonis app. Basil. Edit. t. I. an liceat Christianis litigare?

Очевидно, что все вышеисчисленные пороки совершенно противны нравственности, ибо:

1) Зависть есть доказательство самолюбия, робости, недеятельности, недостатка любви и справедливости. Друг человечества не завидует ничьему счастью и не основывает своего собственного на недоброжелательстве к ближнему, но ищет его в своих собственных заслугах, в своем собственном достоинстве.

2) Вражда частию основывается на ложных представлениях об оскорблении и несправедливости, частию переходит границы, позволяя себе самоуправство и мщение; во всяком случае она несовместна с любовью к ближнему.

3) Страсть к спорам есть следствие грубого эгоизма, умножает число наших противников и врагов, делает человека презренным, отравляет наслаждение жизнью и лишает душу внутреннего мира.

Пруденций: Psychomachia v. 670 ff. pugna concordiae et discordiae.

Неккер de l`envie; cours de la morale r?ligieuse. Paris, 1800, t. II, p. 229. S.

Van der Rechts begierde, pred. zur Bef?rderung eines moralischeu Christ?nthums. B. III.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 6 + 5 =
Подпись



Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, англоязычная рок-музыка, школа маркетинга Леонида Иванова, психолог, рок-музыкант Alexandre de Guise, маркетинг услуг, психотерапевт, Вячеслав Степанов, управление программ MBA,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100