Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

§ 24. Об общежительности, любви к врагам и примиримости

Напротив весьма много содействует к увеличению счастья других общежительность, как такой образ действования, по которому мы стараемся быть в мире со всеми, укрощая и умеряя раздраженную чувствительность. Но еще выше самой общежительности в ряду добродетелей стоит любовь к врагам.

Эта добродетель, но своему свойству, не состоит ни в бесчувственности к причиненному нам оскорблению, ни в равнодушии к оказанной несправедливости, ни в избежании средств, нужных для защищения, еще менее в искренних связях с врагом и в дружбе с ним. Она состоит в уважении нравственного достоинства человеческой природы, оказываемом с благородным самоотвержением; в желании, истинным к врагу расположением, снова снискать себе его любовь.

При любви к врагам уже наперед предполагается примиримость, или готовность забыть претерпенную обиду. К общежительности обязывается каждый, потому что на ней основывается согласие человека с самим собою, уважение к другим, любовь к ближним, благоденствие как каждого человека в отдельности, так и целых фамилий и целого гражданского и духовного общества. К любви врагов, этой благороднейшей и преимущественно христианской добродетели, побуждают нас самая возвышенность добродетели и благодетельные ее последствия для людей вообще.

В примиримости, как в первой степени любви врагов, обнаруживается такое нравственное величие, по которому мы становимся выше оскорблений и обид, делаемся внимательными более к самому обидчику, нежели к нанесенному нам от него оскорблению, и в благодарном благоговении, стараемся уподобиться Богу, с любовью прощающему грешников.

Прямо и деятельно мы споспешествуем общему благоденствию, если мы способны быть в мире с другими и готовы, для сохранения согласия, забыть о тех к нам несправедливостях, которые послужили к его нарушению. Но примиримость не состоит:

а) в совершенной нечувствительности к обидам, предполагающей равнодушие к чести и позору, свойственные одним только развращенным людям;

b) она состоит в умерении чувствительности, раздраженной несправедливостью других, то есть в том, что мы не стараемся вознаградить за обиду равным, или отклоняем ее от себя терпеливо и с великодушием, и

с) не по страху, но по желанию сохранить мир и доброе согласие, дабы другой имел время усмотреть свою ошибку, раскаяться в ней и исправить ее.

Очевидно, что примиримость весьма много имеет общего с кротостью и что для упражнения в ней нужно наперед научиться молчанию и несколько раз перенести оскорбление. В древней Христианской церкви высоко ценили сию добродетель; даже гражданские законы обязывали самых епископов быть примирителями в их паствах и истреблять несогласия в фамилиях при самом их начале, — обязанность сколько полезная, столько же и трудная, как на то жалуется Августин (de opere monachorum c. 57).

Но достоинство и назначение человека, особенно положительное христианское нравоучение требуют еще большего самоотвержения в любви к врагам, заставляя нас преодолевать чувство претерпенной обиды и стараться привлечь к себе любовь врага, оказывая ему прямое доброжелательство.

Сущность этой добродетели была известна как в Ветхом Завете (Притч. XXV, 21), так и между языческими мудрецами. (Valerius Maximus I. IV. c. 1). — Сенека учит определенно, говоря, что каждый должен смотреть на врага, как на заблуждающегося, и стараться исправить его, а не ненавидеть (de ira I, 14). «Если тебя презирает враг, — пишет Антонин, — то бодрствуй над собою и остерегайся, чтоб не сделать чего-либо достойного презрения. Если он тебя ненавидит, то он виноват; я хочу быть к каждому расположен и милостив» (ad se ipsum. VII, § 26). Волле, при издании сего превосходного творения, собрал многие места подобного содержания (Antonini de se ipso ad se ipsum libri XII. Lips. 1729, praef. P. 129 s.). То же сделал прежде него Гроций de veritate Religionis Christianae, IV, 12); а после него Вольф в программе (Halle 1789), по примеру своих предшественников. См. Buddei introduction ad philosophiam Stoicorum и Meiners Geschichte der Ethik. Th. I. S. 195 ff.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 2 + 2 =
Подпись



Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, гитарист-виртуоз, маркетинговая стратегия, трудности подросткового возраста, англоязычный рок, семинары, совет психолога, рисунки Вячеслава Степанова, MBA в Плехановской академии,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100