Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

Ложные и истинные признаки любви к врагам

Но некоторые моралисты так преувеличили любовь к врагам, или смотрят на нее так односторонне и недостаточно, что для точного определения этой добродетели нужно указать на ложные ее признаки, и потом показать ее в истинном и чистом свете.

а) Для нее не нужно быть совершенно бесчувственным к утеснениям других; ибо бесчувственность к утеснениям противна нашей природе. Еще менее она может состоять:

b) в одобрении подобных утеснений, или в одобрении того, что достойно порицания; ибо ненависть ко злу не только позволительна, но даже необходима, так что чем более мы ненавидим зло, тем более любим добро;

с) Любовь к врагам не состоит в том, чтоб мы отказывали себе в обороне и защищении самих себя от нападений; ибо иначе мы нарушим обязанность справедливости по отношению к самим себе и внушим врагу презрение к себе; после чего трудно будет восстановить с ним мир.

d) Даже самое к нему расположение после претерпенной обиды превратится в нерасположение, и сие последнее будет только умеряемо и удерживаемо в границах, но никогда не будет вовсе подавлено и исторгнуто из души.

e) Впрочем само собою разумеется, что нельзя считать врага своим другом и не должно с ним обходиться со всею откровенностью; ибо дружба состоит в искреннем соединении сердец и стремлении к одинаковым целям; враг же, причиняя нам обиды, отталкивает нас, так сказать, от себя и своими поступками нарушает всякое согласие.

Должно сожалеть о том, что многие, одностороние нравоучители предлагали такие требования, как священные обязанности, думая тем возвысить еще более нравственность, и поучали таким образом любви к врагам или лицемерной и презренной, или совершенно, слепой и безусловной, после которой надлежало бы любить самых ужасных нравственных злодеев, даже самого злого духа, предметы, к которым нет и не должно, быть никакого влечения, ни расположения в нашем сердце.

Итак для любви к врагам остаются следующие положительные признаки:

1) она состоишь в пренебрежении чувства неудовольствия, или в укрощении чувствительности в случае нанесенного оскорбления; после чего само собою рождается отвращение ко взаимному оскорблению и прекращение вражды. Превосходно говорит благородный Антонин: «Лучшая защита против врага — не уподобляться ему».

2) После сего возможно пробудить и оживить в себе уважение к личности врага, к его талантам, познаниям, добродетелям и заслугам, во всяком же случае к его назначению и человеческому достоинству. Нельзя ненавидеть того, кого уважаешь.

3) Отклоняя мысль от происшедшего раздора, можно восстановить мир и доброе согласие с враждовавшим не только погасить в своем сердце всякую к нему злобу, но и

4) питать к нему истинное доброжелательство и готовность оказать благодеяние, если этого потребуют обстоятельства. Само собою разумеется, что благодеяния бывшему врагу не должны быть

а) навязываемы;

b) не должны проистекать из одной учтивости, а еще более

c) не должны служить ему упреком или унижением. Правда каждое в таком случае благодеяние, по самому свойству, должно пробуждать во враге стыд и может обращаться к его унижению; но это не должно быть целью наших благодеяний. Напротив, поскольку великодушие в том, кто служит его предметом, способно рождать иногда чувство унижения, а в том, кто его оказывает — чувство гордости; поэтому, чтобы оно имело все достоинство добродетели, нравственность требует очищать его от всего, что может возбудить сии чувства. Истинная любовь не должна иметь других видов, кроме искреннего возобновления дружественных связей.

В сей добродетели уже заключается и примиримость, или готовность забыть прежний раздор и заключить снова искреннее согласие. Эта обязанность: а) относится к оскорбленному, или считающему себя оскорбленным. К несчастию из опыта известно, что обидчик не легко прощает; по большей части он признает себя более обиженным, нежели тот, кто потерпел от него оскорбление. Несмотря на то, он должен быть не только готов к примирению, но даже просить прощения и за тяжкие оскорбления сделать нужное удовлетворение. Примиримость с его стороны должна быть действительная, а со стороны обиженного только страдательная. Если обидчик проникнут сим чувством; то он будет готов возобновить мир и прекратить раздор, как состояние неестественное и лишающее счастья человека, и прекратить его с) не только внешним образом, но внутренно, от всего сердца, без злопамятования; то есть не только простить своего врага, но забыть обиду и исторгнуть из сердца самый корень ненависти. В этом случае весьма много значит услуга посредствующих друзей. Во многих случаях обе враждующие стороны бывают почти одинаково обижены и одна из них по гордости не хочет наперед просить о примирении; только случай, или рука благоразумного друга могут разрушить преграду, разделяющую враждующих, и сблизить их сердца. После этого самое воспоминание о вражде должно быть уничтожено и изглажено из души, дабы, как говорить Сенека, по залечении раны не оставалось и следа оной, и чтобы при первом случае не открылась снова прежняя неприязнь.

1) К общежительности обязывают нас:

а) желание быть в согласии с самими собою, потому что для сохранения этого согласия необходимо питать доброжелательство к другим и обнаруживать это чувство к ним словами и делом;

b) надежда на то, что и с нами, в подобных случаях, поступлено будет с любовью и снисхождением;

с) мысль, что от этого зависит согласие и счастье целых фамилий, и что там, где повсюду видны партии непрочно благосостояние государства.

2) Любить врагов обязывает нас:

а) достоинство человека, заслуживающее уважение и в самом враге;

b) внутреннее спокойствие возможно только тогда, когда мы побеждаем чувство ненависти, которым сами себя наказываем.

3) Наконец, примиримость есть обязанность каждого человека; ибо

а) наше негодование должно быть обращено на злое дело, а не на самое лицо врага;

b) мы должны господствовать над чувствительностью и стараться о приобретении такой душевной силы, при которой бы ничто не могло нас раздражать (Seneca, de Constantia sapientis, c. 1—4):

с) наконец, эта добродетель наоборот уподобляет нас Богу, снисходящему нашим погрешностям и промышляющему о нас по одной Его беспредельной благости.

Reinhards christl. Moral. § 302. Der edle Sieg uber unsere Feinde, in Schmalzens Epistelpreditgten. Leipzig. 1826. B. II. S. 45 f. Ohne Selbstuberwindung keine Liebe, in S. pred. uber auserlesene Abschnitte der heil. Schritt. Leipzig, 1827. B. II. S. 130.

Конец.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

 

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 8 + 9 =
Подпись



Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, американский рок, школа маркетинга Леонида Иванова, психологическая помощь, гитарист-виртуоз, семинары, подростковый возраст, картины Вячеслава Степанова, программы mba,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100