Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

§3. О гневе

От ненависти к людям надобно еще отличать гнев. Нравоучители различно определяют его, хотя все они должны согласиться в том, что он есть возбужденное негодование, имеющее целью отвращение какого-либо зла. Они допускают также разные степени гнева, начиная от досады до бешенства; но не делают никакого различая между позволенным и непозволенным гневом. По крайней мере, в древние времена славнейшие нравоучители осуждали всякий гнев, как сильную страсть, которая обезображивает человека и ведет к безрассудным поступкам; люди благородные стараются подавлять сию страсть. Но гнев может быть обнаружением справедливого негодования, сообразного с разумом; он справедливо может быть разделен на благоразумный и безрассудный; первый не уничтожает свободного сознания, а второй совершенно помрачает оное; тот ограничивается отвращением зла и оскорбления, а этот превращается в ненависть, злобу, бешенство и мстительность.

Замечательно, что гнев с давних времен определяли и объясняли различным образом, хотя он, как и ненависть, довольно уже объясняется противоположностью любви. Аристотель противополагает его кротости, которую он называешь посредницею между движениями души, показывающими негодование. Из этого видно, что по мнению Аристотеля кротость стремится к обузданию гнева; а гнев он считает желанием мстить за причиненное нам неудовольствие. Потому он совсем не осуждает гнева; а напротив говорит, что тот имеет низкую душу, кто можешь сносить равнодушно всякое оскорбление. Однако ж он делает различие между вспыльчивым, бешеным и неукротимым гневом, и считает эту страсть предосудительною только тогда, когда она овладевает всеми силами души (Ethicorum ad Nicomachum I. IV. C. II.). Напротив, стоик Стобей безусловно называешь гнев преобладающею страстью и помрачением самосознания считает его желанием наказать того, кто несправедливо оскорбил нас, и признает несообразным с достоинством мудрого. (Он исчисляет также степени силы и способы обнаружения этой страсти. Eclogar. T. II. c. 7 ed. Haren. p. 166). Того же мнения и Сенека, который посвятил сему предмету особенное прекрасное сочинение (De ira, libri III) и считает гнев сильным, или страстным желанием наказать оскорбителя (cupiditas poenae exigendae). Прежде него Цицерон называл гнев страстию мстить (libido ulciscendi), между тем Лактанций, не соглашающийся ни с одним из сих определений, видит в этой страсти движение духа, восстающого против грехов (motus animi ad coercenda peccata insurgens. De ira Dei c. V). Кант справедливее называет гнев некоторым порывом изъявить справедливое негодование (eine gewisse Lebhaftigheit seinen ernsten Unwillen zu bezeigen. Anthropologie, S. 213); ибо мы гневаемся не только на оскорбления, но также на несчастия, случающаяся с нами; не только на людей, но на животных и на вещи; нередко мы гневаемся даже на себя самих, отчасти по нравственным причинам, когда поступаем опрометчиво и безрассудно, отчасти по физическим поводам. Следовательно гнев есть движение духа, произведенное причиненным нам злом и имеющее целью отвращение оного. Всякий гнев происходит от неприятного представления, предмет коего может быть умственный, нравственный и эстетический; это представление возбуждает неприятное чувствование, которое действием желчи увеличивается. Отсюда происходит желание отдалить предмет, производящий это неприятное ощущение; цель его есть отвращение зла, защищение себя от влияния оного и сохранение своего благосостояния. По благодетельному природному инстинкту и самые скоты обнаруживают гнев и притом в высшей степени, особенно тогда, когда опасность угрожает их добыче, жизни, или деяниям. Из этого объяснения видно, что сие движение души, сообразное с нашею природою, должно иметь многие степени. Первая степень есть неудовольствие, происходящее от худого расположения духа; потом следует раздражительность, когда человек ищет только повода обнаружить свой несносный характер; за ним следуют досада, негодование, вспыльчивость, подавленный гнев (который у женщин, так же и у всякого слабого в борьбе с сильным, или со страхом, обнаруживается в слезах, рыданиях и судорожных движениях), запальчивость, ненависть, злоба, мстительность, буйство, неистовство и наконец совершенное бешенство.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 3 + 6 =
Подпись



Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, гитарист-виртуоз, руководителям предприятий малого бизнеса, психолог, рок-музыкант Alexandre de Guise, иванов маркетинг, психотерапевт, Вячеслав Степанов, MBA в Плехановской академии,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100