Сделать стартовой • Добавить в избранное

Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему

Читаем вместе
«Естественное нравоучение. Об обязанностях к ближнему»

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 27-го июля 1835 года. Ценсор А. Никитенко.

Внимательно прочитайте книгу. Вы удивитесь, как много параллелей можно провести с современностью, Вы оцените логику и последовательность написания этого нравоучения, Вам будет интересно с первой и до последней главы. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

Разделение гнева на благоразумный, или справедливый, и на безрассудный, или несправедливый

С другой стороны представляются следующие, совершенно противные вышеприведенным, причины:

1) Гнев без сомнения достоин порицания как страсть, но не как побуждение, направляющее волю (incitamentum voluntatis); поелику в сей степени он не уничтожает свободного сознания, точно так же, как не уничтожают оного благорасположенность, любовь, радость и надежда. Все нравоучители согласны в том, что нужно умерять гнев; но и обузданный рассудком, он все-таки остается гневом, точно так же, как умиренная радость и любовь не перестают быть любовью и радостию. Кто хочет вовсе искоренить из человеческого сердца его естественные побуждения, кто хочет совершенно уничтожить их; тот лишает человека условий и средств жизни.

2) Не гнев, умеренный рассудком, но гнев необузданный и бешеный обезображивает человека. Рассудительное негодование и живая раздражительность воли против зол и опасностей, против заблуждений и несправедливостей, дают напротив человеку выражение величия и достоинства, которое заставляет уважать его. Благородное негодование, глубоко потрясшее души Римлян, проведенных под Каудинское иго, сообщило им мужество, которое загладило потом унижение, какое они претерпели.

3) Правда, что во гневе совершены великие преступления; но он также воодушевлял иногда благороднейших из людей к великим подвигам и добродетелям. Неужели мы должны вовсе отказаться от употребления огня, потому что он обратил в пепел многие города; или не отверзать своего сердца для любви, потому что она легко превращается в низкое сладострастие? Все беспорядки и злоупотребления напоминают только о порядке и правильном употреблении; кто не умеет правильно пользоваться своим гневом, тот делает зло. «Представьте себе государя без гнева, – говорит Лактанций, – ему никто не будет повиноваться, и даже его низвергнут с трона. Отнимите у простолюдина эту страсть, и всякий будешь смеяться над ним, обижать его и отнимать у него имущество; ни одно государство, ни семейство не может существовать, ежели члены его не причастны будут этой страсти.» (De ira Dei, c. 23).

4) Если благородные люди стараются ничего не предпринимать во гневе; то это конечно должно почесть благоразумным самогосподствованием и полезною предосторожностью, которая избавляет от раскаяния в опрометчивости, обыкновенно происходящей от страсти. Но они были бы еще совершеннее, если бы тотчас умерили гнев свой и вместо всякой бездейственности старались в точности исполнять то, что повелевают долг и мудрость. «Я похвалил бы Архита, говорит Лактанций, если бы он скорее обуздал гнев свой и потом наказал нерадивого управителя, как он того заслуживал. Потому что ежели бы он совсем не наказал его, то другие слуги рассуждали бы так: никогда не будем делать неважных проступков, чтобы не быть строго наказанными; но ежели мы раздражим господина своего большим преступлением, то можем быть безопасны от всякого наказания» (Там же, с. 18).

После всего этого, кажется, очевидна основательность разделения гнева на благоразумный, или справедливый, и на безрассудный, или несправедливый. В сем смысла Григорий Нисский считает гнев позволительным; Феофилакт говорит о благоразумном гневе и Златоуст учит, что гнев не должен быть болезнью, или страстью, но средством к исцелению. Благоразумный гнев должен быть в правильном отношении с угрожающим злом, или с нанесенным оскорблением, чтобы мы, для собственного сохранения и защиты, употребляли столько усилий, сколько требует того цель, предписанная долгом.

Это правильное отношение между гневом и злом может быть соблюдено только тогда, когда гнев не будет вредить свободному сознанию и следовательно воображение не будет представлять душе ужасных образов и чрез то возбуждать слепое, необузданное желание противодействовать им. Когда Ксеркс приказал сечь Геллеспонт и наложить на него оковы за то, что волны морские разрушили его мост (Herodot. I. VII, c. 394. Wesseling.); то он показал только свое безумие, которое можно объяснить одним буйством необузданной страсти.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Как решать личные проблемы в бизнесе и вне работы

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.


Коментарий
Анти-робот тест: Сколько получится: 8 + 9 =
Подпись



Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, Kirillss, маркетинговый конвейер, психологическая помощь бесплатно, английский рок, краткосрочные семинары по маркетингу, психологическая помощь онлайн, художник Вячеслав Степанов, обучение MBA,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2015
Rambler's Top100