Сделать стартовой • Добавить в избранное

Общий состав торговли или теоретически-практическое руководство к познанию торговых наук

Читаем вместе "Общий состав торговли или теоретически-практическое руководство к познанию торговых наук."

Сочинение Ивана Детенгофа. Перевел с немецкого Б.Ю.Корф. Санкт-Перербург, у книгодавца Л.Брифа, Комиссионера Императорских Университсетов: Харьковского и Гельсигфорского, 1833 г.

Печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет три экземпляра. Санкт-Петербург, Января 22, 1835 года. Ценсор Сенковский.

Прочитайте книгу, сопоставьте с современностью. Возможно, Вы сделаете для себя определенные выводы.

Отделение XI. О бодмереях и береговом праве.

1) О береговом праве

Береговое право есть суд и расправа над всем находящимся у берега или на оном. На основании сего права владетель присваивает себе все произрастающее и находимое на берегу, решает все возникающие гражданские и уголовные тяжбы и оберегает берег.

Говоря, что правительство, на основании берегового права, присваивает себе все произрастающее и находимое на берегу, я понимаю все произведения и все дары природы; например в Персии жемчуг, на Африканских берегах золото, на Балтийском море янтарь, на Средиземном море кораллы и проч.

Хотя история показывает нам, что в древние времена люди, спасшиеся с претерпевшего несчастие корабля, были обращаемы в невольников, или должны были быть выкуплены (*), а самый корабль с имуществом и товарами делались собственностью нашедшего оные, но ныне береговое право на сие не распространяется и спасшиеся люди, корабль и товары находят покровительство. Относительно последних делается в ведомостях объяснение и вызываются хозяева сих товаров для получения оных, с уплатою только определенной суммы за спасение (Bergegeld); буде же хозяева не явятся, товары становятся собственностью владетеля берега.

______________________________

(*) Генрих V, король английский, выкупил мать, бабку своих, претерпевших кораблекрушение у берегов Штады за 40 фунтов золота.

В некоторых местах береговое право означает также право присвоения себе выброшенных товаров; впрочем оно почти везде заменено умеренною платою за спасение и ныне существует только еще в Дании. Ежели по какому-либо несчастью шкипер и экипаж по необходимости оставят корабль свой на Датских берегах и Эльбских мелях, то оный Даниею признается за выброшенное имущество и хозяева, ежели даже немедленно явятся с законными доказательствами, получают только одну часть, другая принадлежит нашедшему, а третья поступает в пользу Датского правительства.

Алчность и хищничество, порожденные в прежние времена, ложными понятиями, возбуждают справедливое негодование. Ежели в начале XVIII столетия публично молились в Церквах и испрашивали благословенья Бога на умножение кораблекрушения; т. е. испрашивали у Всевышнего большого ниспослания прибрежным приходам церковным выброшенного имущества; ныне, благодаря образованию и более просвещенным понятиям о религии, все просвещенные народы и правительства употребляют средства для отвращения сих несчастий. Средства сии заключаются в маяках, сторожевых огнях, баках, знаках, лоцманах и т. д.; способы предостережения ежегодно умножаются и усовершенствуются; содержание оных составляет весьма значительный государственный расход.

2) О бодмерее

Буде шкипер, во время плавания своего, по претерпенной аварии, найдется в необходимости, забежать в какую-либо гавань, то потребные на исправление корабля деньги, он старается получить на бодмерею. Слово сие происходит, от Boden, дно корабля и означает заем, делаемый под залог корабельного днища, или груза оного, за большие проценты (которые мы лучше будем называть премией) и в том предположении, что корабль дойдет до места действительного своего назначения; в противном же случае потеря всей ссуды неизбежна. Письменные акты, совершаемые на сей заем, называются бодмерейными письмами. Сделать бодмерею значит занимать сим способом, а бодмерист есть получатель или заемщик денег. Участвующие в сем деле лица называются также бодмерейными залогодагаелем и залогопринимателем. Здесь еще должно заметить, что ежели корабельщик во время плавания своего, по стечению несчастных обстоятельств, будет в необходимости зайти в разные гавани и для получения денег на починку корабля подпишет несколько бодмерейных писем, то младшее предпочитается старшему; сие признано справедливым всеми морскими законами. Буде корабль не представляет давателю довольно обеспечения, то и самый груз корабля или часть оного могут быть заложены; во многих же случаях фрахт закладывается вместе с кораблем. При представляющейся возможности стараются однако наблюдать правило, чтобы при бодмереях относящихся к хозяину корабля, закладывать корабль и фрахт, при относящихся к грузу, самый груз. Но обстоятельства часто изменяют сие, ибо бодмерея часто относится и к хозяину корабля и к грузу.

Форма бодмерейного письма

Я Петер Яков Геннинг, Любский шкипер корабля Маргарета, около 125 коммерческих ластов величиною, ныне на якоре в Кронштадте стоящего и готовящегося отплыть при первом благополучном ветре в Фридрихсгам, где имеет быть учинена разгрузка, сим свидетельствую, что я под бодмерею упомянутого моего корабля получил опта С.-Петербургских купцов господ Мольво и сына три тысячи рублей, которые приказу их же господ Мольво и сына в течение 8 дней по приходе моем в Фридрихсгам обязуюсь заплатить, совокупно с причитающимися условленными за морской страх двадцатью рублями на каждые сто рублей, всего вообще три тысячи шестьсот рублей. В обеспечение займа представляю означенный корабль мой со всею к оному принадлежностью (*), равно самого себя и все имущество свое, каким ныне владею, и какое впредь приобрести могу. В удостоверение чего мною подписаны три бодмерейных письма, с тем, что по удовлетворении одного, другие остаются недействительными.

С. Петербург 28 сентября 1830 года.

(М. П.) Петр Яков Геннинг.

__________________

(*) При закладке товаров: выручку ценности оных по выгрузке.

Так как мы уже из предыдущего знаем, что бодмерейный залогоприниматель совершенно теряет все требование свое, ежели корабль, под залог коего он дал деньги, во время плавания претерпит совершенное кораблекрушение, то он может предохранит себя от потери сей, только страхованием; именно застраховывая бодмерейное письмо как товар.

Корабельщик не должен брать бодмерейных денег, ежели потребную сумму может получить иным способом, чтобы излишними расходами не причинить ущерба хозяину и страховщикам. Но если по недостатку денег для продолжения путешествия, или для починки корабля и покупки провианта корабельщик принужден будет зайти в такую гавань где не находится корреспондентов его хозяина или страховщиков, то он может занять деньги под бодмерею корабля, а если сего недостаточно, то корабельщик занимает под залог груза. Буде и на сие предложение не найдется бодмерейного залогопринимателя, то шкипер может выйти из сего затруднительного положения посредством продажи части груза, и проданное в сем случае признается сброшенным в море товаром; но в тоже время почитается находящимся еще на корабле и посему разделяет будущую участь груза, который при благополучном приходе оценивается по местным ценам, участвует в последующей аварии-гросс и платит фрахт. Ежели шкипер или каргадор занимают таким образом деньги, под залог корабельного груза, для торговых оборотов, то действие сие называется Gross-Avantur, шкиперскою спекуляциею или шкиперским изворотом, который, как легко убедиться можно, в существе своем совершенно различествует от бодмереи. Но впрочем поскольку шкиперский спекуляционный торг в наше время почти никогда не производится, то мы и не считаем нужным входить здесь в рассмотрение дальнейших подробностей оного.

 

<< Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница >>

 

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку: Лучший бизнес - Умный бизнес - Успешный бизнес

 

Посмотрите!

Обязательно посмотрите сюжеты всех рубрик нашего сайта "Favourites" (искусство, бизнес, психология). Вы наверняка найдете много интересного для себя.

Смотрите также
За время руководства маркетингом эксперт-практик Игорь Козуля поставил исследовательско-аналитическую работу, проведел более 300 маркетинговых исследований, организовал и обеспечил успешное участие более чем в 300 выставках/конференциях/форумах.

Прибыль и дополнительная прибыль от Игоря Козули


Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990


Через месяц после выпуска известного сингла «Be Quick or Be Dead» (1992 года) и спустя семнадцать лет с начала творческой деятельности музыканты Iron Maiden  решились на выпуск девятого альбома «Fear of the Dark».

Iron Maiden «Fear of the Dark» — 1992


favourites, рок-музыка Александра де Гиза, маркетинговый конвейер, психологическая помощь, гитарист-виртуоз, планирование маркетинга, подростковый возраст, картины Вячеслава Степанова, Плехановская академия,

О проекте

Об авторе

Стратегия бизнеса

Лица сайта

Библиотека

Обратная связь

Подписка на новости

Карта сайта

Новости по темам

День позитива. Как это было.

Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.
Смотрите видеозарисовку о прошедшей акции «Путь к мечте», снятый нашими операторами.

«Путь к мечте» — это первый в истории человечества Международный день позитива

Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!
Первый в истории человечества Международный день позитива позади. Но энергии и радости — на целый год!

Deep Purple «Slaves and Masters» — 1990

Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
Зачатки новой моды начала 80-х, на которую особенно повлиял новый пик направления мейнстрим (Mainstream), явно проявились в тринадцатом альбоме группы Deep Purple «Slaves and Masters» (1990 года).
© Сергей Савинков, 2009-2018
Rambler's Top100